Рынок медстрахования растет из-за роста цен на страховки
АВТОР

03.05.2013 • 16:05 4500

Рынок медстрахования растет из-за роста цен на страховки

Компании по-прежнему – основные потребители медстрахования.                                        

По сравнению с 2011 годом объем премий по медицинскому страхованию увеличился на треть. В то же время пока основной спрос приходится на корпоративных клиентов, доля которых в портфеле медицинского страхования может доходить до 99%. Однако, несмотря на убыточность данного вида страхования, конкурентная борьба на этом рынке продолжается. Так, некоторые страховщики для наращивания своей клиентской базы идут на демпинг.

В 2012 году объем премий по медицинскому страхованию превысил 16,5 млрд тенге. За год этот рынок вырос на 33,1%. Так, В 2011 году объем премий по договорам на случай болезни едва превышал отмету 12,4 млрд тенге.

В АО МСК «Архимедес Казахстан» увеличение объема премий по медицинскому страхованию объясняют преимущественно повышением цен на страховые полисы. «Также в структуре медицинского страхования опережающими темпами росло страхование людей, выезжающих за рубеж. Это произошло в связи с ужесточением требований к наличию такого страхования со стороны других государств», – отмечает Ляззат Буранбаева, председатель правления «Архимедес Казахстан».

По прогнозам г-жи Буранбаевой, в 2013 году темпы роста премий могут снизиться. В частности, это может произойти из-за падения темпов роста медицинской инфляции. А также вследствие сокращения клиентской базы из-за реструктуризации в пенсионном и банковском секторах.

Отметим, что в 2012 году доля топ-10 страховых компаний по объему премий, принятых по договорам медицинского страхования, превысила более 87% от общего объема премий в рамках договоров на случай болезни.

Так, в 2012 году наибольший объем премий по медицинскому страхованию приходился на АО СК «Халык-Казахинстрах» – 4 млрд тенге. Вторая строчка рэнкинга закрепилась за АО «КК ЗиМС «Интертич» – 2,4 млрд тенге, третье место – АО СК «Евразия» – 1,7 млрд тенге.

Как пояснили в «Архимедес Казахстан», средний размер премии по медицинскому страхованию может колебаться в пределах от 60 тыс. тенге до 90 тыс. тенге в год. При этом в компании в 2013 году ожидают, что уровень страховых премий на одного застрахованного по сравнению с 2012 годом увеличится не более чем на 15%.

Г-жа Буранбаева уточнила, что сумма страховой премии зависит от многих факторов. В частности, от предлагаемого страхового покрытия, выбранных лимитов, количества застрахованных в группе, включения дополнительных опций. Именно поэтому, как отметила собеседница, показатель средней премии имеет весьма условный характер.

В «Нефтяной страховой компании» также отметили, что 90% стоимости программы медстрахования зависит от цены страховой услуги. «При увеличении цен на медицинские услуги со стороны лечебных учреждений страховые компании вынуждены повышать и стоимость полиса. Стоимость такой страховки зависит от нескольких факторов. Главные  из них – это частота обращений в лечебные учреждения и стоимость медицинских услуг и препаратов», – уточнила Алмара Бижанова, начальник управления медицинского страхования АО «Нефтяная страховая компания».

К слову, в «Нефтяной страховой компании» на одного застрахованного средняя стоимость полиса медицинского страхования в 2012 году зафиксировалась в пределах 37 тыс. тенге. В компании прогнозируют, что этот показатель в 2013 году увеличится на 7-10%.

В АО СК «Казкоммерц-полис» в 2012 году приобретались программы страхования, средняя стоимость которых варьировалась в пределах от 30 тыс. тенге до 110 тыс. тенге.

В АО СК «Коммеск-Өмір» средняя сумма премии по медицинскому страхованию на одного застрахованного составляет порядка 50 тыс. тенге. По прогнозам Дмитрия Жеребятьева, председателя правления «Коммеск-Өмір», в течение 2013 года средняя сумма премии может вырасти на 5-10%.

Однако, как пояснили компании, для некоторых страховщиков главным инструментом в борьбе за клиента на данном рынке становится демпинг.

Как проинформировали в «Коммеск-Өмір», распространены случаи, когда клиент не может устоять от предложения застраховаться за полцены. «Однако тогда в период действия договора могут возникнуть проблемы. Например, программы страхования могут не соответствовать потребностям застрахованного – по набору услуг или лечебных учреждений. И при заключении нового договора клиент вряд ли приобретет страховку значительно дешевле, чем на рынке», – считает Дмитрий Жеребятьев.

Г-н Жеребятьев обратил внимание, что если в такую страховку не были заложены реальные тарифы, то способность страховой компании к выполнению своих обязательств перед клиентами будет постепенно снижаться.

Так, по словам г-жи Буранбаевой, в большинстве страховых компаний менеджмент больше заинтересован в наращивании продаж, чем в конечном результате бизнеса.

«По нашей оценке, в среднем страховые выплаты на рынке на 5% превышают заработанные премии, не учитывая административных расходов. Во многом такая ситуация определяется конкуренцией между страховщиками в условиях ограниченного спроса по медицинскому страхованию. Так, страховщики хотят заполучить клиента на любых условиях, и готовы предлагать очень низкие цены на страхование и большие комиссии посредникам», – уточнила г-жа Буранбаева.

Доля компаний пока значительна

Компании по-прежнему являются основными потребителями медицинского страхования.

Так, в «Коммеск-Өмір» доля премий корпоративного медицинского страхования в общем объеме премий по страхованию на случай болезни составляет порядка 95%.

«Преимущественно в Казахстане своих сотрудников на случай болезни страхуют ведущие зарубежные и крупные национальные компании, в которых медицинская страховка является неотъемлемой частью социальной политики. В их числе фармацевтические, аудиторские компании, банки, иностранные представительства и посольства», – пояснил глава «Коммеск-Өмір».

В «Нефтяной страховой компании» в 2012 году доля премий от корпоративных клиентов в структуре премий по медицинскому страхованию составляла около 90%. Однако, как отмечают в компании, за последние 2 года наметилась тенденция постепенного увеличения интереса к данному продукту со стороны физических лиц.

В «Казкоммерц-полис» объясняют значительную долю корпоративных клиентов в портфеле тем, что преимущественно стоимость программ страхования рассчитана на потребителей со средним уровнем дохода и выше. В «Архимедес Казахстан» доля премий по медицинскому страхованию, получаемая за счет страхования работодателями своих сотрудников, составляет не менее 99% от общего объема премий по страхованию на случай болезни.

Медстрахование по-прежнему убыточно

Как отмечают страховщики, медицинское страхование в Казахстане пока является убыточным. В «Коммеск-Өмір» обращают внимание, что рост убыточности, прежде всего, связан с постоянным повышением стоимости на медицинские услуги, медикаменты, а также с частыми обращениями  застрахованных в клиники. «Имеют место и случаи «гипердиагностики», когда медучреждения назначают застрахованным большое количество ненужных медицинских процедур. Поэтому многие страховщики, занимающиеся медицинским страхованием, пошли по пути создания собственных медицинских центров и клиник», – проинформировал г-н Жеребятьев.

Страховщик обращает особое внимание, что порой компании не всегда могут покрыть убытки за счет других видов страхования.

В то же время г-н Жеребятьев проинформировал, что в настоящее время для «Коммеск-Өмір» медицинское страхование является безубыточным. «Этот вид бизнеса не приносит нам дохода. Обычно более крупные компании покрывают убытки по данному виду страхования за счет инвестиционного дохода. Другие – за счет обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», – подчеркнул Дмитрий Жеребятьев.

Как отмечают в «Нефтяной страховой компании», для страховщиков медицинское страхование является важным инструментом привлечения клиентов и позиционирования на рынке. В компании низкую рентабельность данного продукта связывают с нормативами, по которым предприятия рассчитывают бюджеты на страхование, и неизбежностью наступления страховых случаев. «Для выведения медицинского страхования на качественно новый уровень необходимо внести законодательные изменения в части внедрения обязательного медицинского страхования. Следует  заменить существующую «бесплатную» государственную медицину на обслуживание населения медицинскими учреждениями, тесно сотрудничающими со страховыми компаниями», – пояснила Алмара Бижанова.

Так, по мнению г-жи Бижановой, у людей появится выбор, где лечиться. В частной или государственной клинике, по месту жительства или в другом месте. Как считает Алмара Бижанова, таким образом будет формироваться конкурентная среда, когда будут востребованы именно лучшие врачи и клиники. По ее словам, страховщики, чья деятельность является лицензируемой и регулируемой, смогут обеспечить прозрачность финансовых потоков и контроль за расходами денежных средств. «У страховых компаний наработаны механизмы по сбору премий, управлению рисками, имеются финансовые ресурсы. Также они имеют опыт создания и управления медицинскими учреждениями. Так, у многих компаний есть собственные ассистансы», – проинформировала г-жа Бижанова.

Как сообщили страховщики, именно инфляция тянет за собой увеличение расходов по выплатам. Так, в «Архимедес Казахстан» пояснили, что рост премий по медицинскому страхованию должен по крайней мере соответствовать так называемой «медицинской инфляции». То есть росту стоимости медицинских услуг и медикаментов, но на практике наблюдается отставание.

«Медицинская инфляция значительно опережает индекс общей инфляции. Так, цены на медикаменты и услуги клиник растут в среднем на 25%, в то время как общая инфляция составляет 8%. Уровень медицинской инфляции растет из-за увеличения себестоимости медицинских услуг – заработной платы врачей, расходных материалов, медикаментов, оборудования. Соответственно медицинская инфляция влечет за собой рост расходов страховщика на страховые выплаты», – проинформировала глава «Архимедес Казахстан».

Как сообщила г-жа Буранбаева, точки безубыточности страховщик достигнет тогда, когда страховые выплаты по медицинскому страхованию составят не более 80% от чистой страховой премии. «На практике этот показатель колеблется в районе 95-120%. По нашим оценкам, средний уровень убыточности медицинского страхования по рынку составляет 105%. Приближение уровня страховых премий к границе безубыточности на рынке происходит с большим трудом из-за ограниченного спроса и конкуренции между страховщиками», – проинформировала г-жа Буранбаева.

Отметим, что даже для компании «Архимедес Казахстан», которая специализируется только на медицинском страховании, этот вид бизнеса является убыточным. Как пояснила глава этой компании, прибыль поступает за счет инвестиционной деятельности. В частности, посредством размещения капитала и своих резервов на рынке ценных бумаг. Именно эта деятельность, по информации г-жи Буранбаевой, перекрывает получаемый операционный убыток от медицинского страхования.

Как считают в «Коммеск-Өмір», для того, чтобы медицинское страхование в дальнейшем стало прибыльным, для корпоративного сектора необходимо ввести налоговые преференции. Так, по мнению г-на Жеребятьева, развитию рынка медицинского страхования способствовали бы и персональные налоговые льготы, но с определенными ограничениями исходя из страховой суммы.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

медицинское страхование страховка полис страховой полис

03.05.2013 • 16:05 4500

Поделиться
Рынок медстрахования растет из-за роста цен на страховки
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus