В 2025 году в Казахстане должен начать действовать новый Налоговый кодекс. Уже сейчас к его разработке привлечены все ответственные госорганы, Нацпалата «Атамекен» и бизнес. О том, чего ждать предпринимателям в новом документе, почему так важно понижение ставки розничного налога и что дает казахстанскому бизнесу участие в ЕАЭС, мы поговорили с заместителем председателя правления НПП «Атамекен» Тимуром Жаркеновым.
- Глава государства поручил разработать новый Налоговый кодекс. НПП «Атамекен» принимает в его разработке непосредственное участие. Расскажите, пожалуйста, почему сейчас встал вопрос создания нового документа?
- Прошлый Налоговый кодекс вступил в силу в 2017 году. В нем действительно были положительные новшества для бизнеса, в том числе срок исковой давности был сокращен до трех лет. Это был прорыв для того времени. Но в настоящий момент новые обстоятельства, новая ситуация, и Налоговый кодекс необходимо оптимизировать под современные реалии.
Например, одним из важных решений станет существование только одного документа – нового Налогового кодекса. В то время как раньше были Налоговый кодекс и закон о его введении. Для бухгалтера или налоговика необходимо знать и первый, и второй документ. Это очень сложно для восприятия.
Сейчас мы концептуально договорились с госорганами о том, что будет только кодекс, без закона о его введении. Нормы будут находиться в одном документе, а не в двух, как раньше.
Плюс сегодня цифровизация вышла на другой уровень. Ситуация изменилась и с точки зрения инвестиционной привлекательности, в том числе нашей страны. Мы все видим, что Узбекистан начал заметно действовать по привлечению инвестиций. Кыргызстан активно работает. Нам нельзя почивать на лаврах, необходимо развиваться. Поэтому пришло время внести изменения в Налоговый кодекс для того, чтобы он действительно был новый. И базовый момент – это сервисная ориентированность документа. Раньше он был больше ориентирован в сторону госорганов. Сейчас мы хотим, чтобы налоги стали больше ориентированы на бизнес. Именно в этом направлении будем проводить большую работу.
Кодекс станет проще. Боюсь загадывать, что все будет идеально, но то, что он будет лучше – однозначно.
- Вы уже собрали предварительные предложения от предпринимателей для нового Налогового кодекса. Что предлагает бизнес?
- Была создана большая рабочая группа на уровне правительства под председательством Ерулана Жамаубаева, куда вошла Нацпалата. Также НПП для формирования своих позиций собрала свою рабочую группу. Работали ассоциации на уровне центрального аппарата и регионы для того, чтобы они свою позицию тоже высказали. В целом более трехсот предложений мы подготовили и направили в министерство национальной экономики и министерство финансов. Каждое из этих предложений мы прорабатываем.
- Какова вероятность того, что все предложения бизнеса будут учтены?
- По моему опыту, 60-70% наших предложений проходят. Не всегда получается, так как мы изначально хотели. Но при этом конечной цели, к которой мы стремились, зачастую в существенной части мы достигаем. Не всегда то, что бизнес хочет, реализуемо с точки зрения технологий. Не всегда государство готово идти с точки зрения наполняемости бюджета, и это логично. Не на все позиции госоргана мы согласны. Но в целом диалог формируется адекватный и рабочий. По большей части мы находим точки соприкосновения и решаем проблемы.
- С начала года предприниматели стали получать уведомления о штрафах. Речь идет о превышении порога НДС. Бизнес утверждает, что не в силах оплатить штраф, и многие просто останутся без работы. Какой выход из этой ситуации видите вы?
- Ситуация сформировалась очень проблемная. Фискальные органы начали осуществлять проверку с 2020 года по превышению порога по НДС. Штраф там предусмотрен 15% от оборота. Во время предварительной проверки госорганов, которую они только начали, уже несколько тысяч предпринимателей превысили порог по НДС.
На мой взгляд, это был абсолютно неправильный подход, если в 2020 году ты хоть на одну тысячу тенге превысил порог по НДС, то получается весь оборот 2021, 2022 года считается превышением. Это неподъемная ноша для любого бизнеса. Однозначно это закрытие, банкротство либо самый худший вариант – ответственность предпринимателя собственным имуществом.
У Нацпалаты исторически была позиция, что в Казахстане порог по НДС чересчур маленький – это изначально было ошибкой. И сейчас это дает о себе знать в виде потенциальных судебных процессов и банкротств, которые будут иметь большие последствия для всего Казахстана.
Мы со своей стороны ведем диалог с Минфином и Миннацэкономики. Но пока непонятно, как решить этот вопрос. Мы направили ходатайство правительству о том, чтобы провести амнистию. Конечно, это может быть и выглядит как нарушение, мы это понимаем. Но те последствия, которые могут быть, несоразмерны тому ущербу, который нанесен государству.
- Почему НПП призывает маслихаты понизить ставку для розничного налога? Что это даст бизнесу?
- Когда мы с госорганами прорабатывали данный вопросы, то хотели сделать это централизованно. Но у госорганов подход такой, что акиматы и маслихаты должны больше вовлекаться в работу и на местном уровне определять те или иные решения. Политика логичная со стороны государства. Но, учитывая, что розничный налог – первый существенный вопрос, переданный на уровень маслихатов, конечно же, возникает много вопросов по реализации.
Мы хотели бы создать идеальные условия, чтобы малый и средний бизнес мог активно развиваться. Наше видение: порог 2 млрд тенге, штат – 200 человек, ставка налога – 2%, ставка ЕСП – 20% - это идеальные условия для ведения бизнеса. Считаем, что это даст не просто толчок для развития МСБ, это даст бизнесу толчок к выходу из тени, потому что действующие пороги по НДС «выдавили» его из легального поля, заставили раздробиться. Ставка розничного налога в 2% будет стимулировать бизнес к выходу из тени. Бизнес, который раньше государство не видело вообще, раскроется и покажет свою работу. Мы уверены, что со временем налогооблагаемая база может увеличиться. Поэтому ходатайствуем перед депутатами, чтобы они приняли правильное решение. Но последнее решение остается за ними.
- Тимур, в НПП вы также отвечаете за экономическую интеграцию. Расскажите, пожалуйста, что сейчас казахстанскому бизнесу дает участие в ЕАЭС?
- Много разных мнений на этот счет существует. Но ЕАЭС – это экономический блок, и вопрос тут чисто в экономике. Цифры - вещь упрямая. Оборот со странами ЕАЭС только за прошлый год составил 28,3 млрд долларов, что на 6-7% больше, чем в предыдущем году. То есть рост идет. Понятно, что могут люди по-разному к этому относиться, но мы исторически в экономическом плане были связаны. Разорвать эти цепи – достаточно глупо. Оборот растет, это выгодно всем сторонам. В прошлом году экспорт товаров из Казахстана в Россию увеличился примерно на четверть. Раньше диспропорция была все-таки больше.
В целом для экономики и бизнеса: чем меньше барьеров – тем лучше. Но по факту у нас иногда есть барьеры искусственного порядка, которые мешают торговле между странами. Их необходимо устранять. К примеру, был запрет на вывоз лесоматериалов автомобильным транспортом. В результате постоянных переговоров нам удалось открыть шесть пунктов пропуска. Но, учитывая, что у нас общая граница - 7,5 тыс. квадратных километров и 30 пунктов пропуска, на мой взгляд, это неправильно. Поэтому мы продолжим работу в данном направлении.