Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов считает, что существующая система проверок не позволяет своевременно выявлять потенциально опасные компании. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Центр деловой информации Kapital.kz публикует сообщение бизнес-омбудсмена:
«Провели совещание по вопросам внедрения новой регуляторной политики предпринимательской деятельности. В совещании приняли участие вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жамбакин, директор РГП на ПХВ «Центр поддержки цифрового правительства» Рустем Бигари и представители НПП РК «Атамекен». Нами совместно с Миннацэкономики вот уже на протяжении полутора лет ведется работа во исполнение поручения главы государства по внедрению регулирования «с чистого листа». В текущем году начинаем работу по проведению интеграции информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность.
Целевой моделью реформирования системы отчетности является отсутствие какой-либо отчетности и обязанности предпринимателя их сдавать, госорган будет получать сведения путем автоматической выгрузки, использования облачных решений. В данной работе особого внимания требует совершенствование системы управления рисками.
Проведенный нами анализ показал, что существующая система проверок не позволяет своевременно выявлять потенциально опасные субъекты, снизить негативное влияние на общественное благополучие и поспособствовать более рациональному распределению ресурсов государства. Этому свидетельствуют данные официальной статистики, согласно которым в Казахстане в 2021 году лишь 27% проверок проводились с системой управления рисками (СУР).
Кроме того, система проверок с использованием СУР несовершенна. Критерии оценки рисков оказались нерабочими. В государственных органах отсутствует полный перечень контролируемых субъектов. Не проводится мониторинг причинно-следственной связи между отчетами и проверками, не проводится анализ эффективности проверок и их влияние на улучшение ситуации в отрасли. В этой связи в целях дальнейшего совершенствования системы оценки и управления рисками необходимо:
1) проведение централизованной работы по автоматизации всех
имеющихся баз данных, отчетности и системы оценки рисков с едиными подходами на
базе существующей базы ЕРСОП Генеральной прокуратуры;
2) проведение централизованной работы по автоматизации
системы оценки рисков с едиными подходами.
Тут хотелось бы отметить принципы работы Центра поддержки цифрового правительства:
1. Правило одного раза: полный запрет на повторный запрос
данных, которые ранее уже запрашивались.
2. Отмена любых справок: переход от понятия «электронный
документ» к понятию «информационное сообщение».
3. Полный запрет на запрос у заявителя данных, которые породило само государство.
4. Данные принадлежат гражданам и бизнесу, а не государству
или чиновникам.
Для полноценной реализации вышеуказанных подходов необходимо максимально оцифровать систему госконтроля, для чего нужна полная автоматизация информационных инструментов/отчетности. Такой системный подход будет соответствовать задекларированным принципам новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. В результате мы сможем выстроить гибкую систему государственного регулирования. Это позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес, оптимизировать перечень контролируемых субъектов.
Хочу напомнить, что глава государства в начале текущего года
на встрече с предпринимателями также поручил завершить автоматизацию системы
госконтроля. Он отметил, что по регуляторной политике предстоит
завершить полную автоматизацию системы государственного контроля и надзора за
субъектами бизнеса, исключив человеческий фактор при назначении проверок. Принимаемые нами меры позволят исполнить данное поручение главы государства».
Читайте также
Он касается ограничения выписки электронных счетов-фактур