Персонал как главная инвестиция
АВТОР

09.07.2009 • 21:02 980

Персонал как главная инвестиция

HR в новых экономических условиях

В условиях мирового финансового кризиса компаниям нужны не просто квалифицированные сотрудники, а профессионалы своего дела, готовые демонстрировать «сверхрезультаты». Соответственно возрастает и ответственность специалистов по рекрутингу, так как сегодня на чаше весов лежит выживание самого предприятия. Таким мнением с «Капитал.kz» поделилась Ксения Трохимец, менеджер по маркетингу и PR рекрутинговой компании HeadHunter.

«Основная задача рекрутера при поиске кандидата на вакантную должность заключается в том, чтобы из большого количества свободных специалистов, оказавшихся сегодня на рынке труда, выбрать ту единственную жемчужину, которая способна не просто окупить вложенные работодателем инвестиции, но сможет принести еще и некоторую прибавочную стоимость. В связи с чем для работников HR-отделов сегодня очень большое значение приобретает работа с базой кандидатов», – считает г-жа Трохимец.

В последнее время все чаще HR-департаменты многих компаний применяют в своей работе такое понятие, как top-talent – «талантливый топ-менеджер». Как говорят рекрутеры, раньше эта практика использовалась только в западных компаниях, поскольку работа с «талантами» требует от руководства большего внимания и нестандартных подходов. Теперь же это практикуется и в Казахстане.

«В условиях растущего рынка работодатель считал, что ему выгоднее иметь дело с «крепким середнячком», то есть человеком, способным показывать на протяжении длительного времени достаточно стабильный результат. Но сейчас ситуация резко изменилась, и для восстановления прежних объемов многим отечественным компаниям придется пересмотреть свое отношение к кандидатам, которыми пусть и чуть сложнее управлять, но зато они способны показывать действительно выдающиеся результаты», – полагает эксперт.

По ее мнению, эта работа не должна ограничиваться уровнем только топ-менеджмента, ведь для успешного воспитания «талантов» внутри компании очень важно выстроить грамотную систему мотивации не только для управленческого звена, но и для рядовых сотрудников организации.

Сейчас, когда по рынку труда идет «молва» о том, что многие работодатели в процессе расставания с персоналом ведут себя не всегда корректно по отношению к своим бывшим сотрудникам, очень важно заботиться об имидже на рынке еще больше, чем во времена активного роста экономики. Отрицательно на бренде компании могут сказаться и вакансии, содержащие недостоверную информацию о заработной плате или условиях работы.

«Необходимо понимать, что кризис – это явление временное, а перспективный кандидат, однажды обманувшийся, второй раз уже вряд ли отправит свое резюме в компанию, не оправдавшую его ожиданий. Репутация любой коммерческой организации – материя тонкая и деликатная. И для того, чтобы ее сформировать, требуется затратить много времени и усилий. Поэтому, если компания подорвет к себе доверие однажды, то потом очень сложно будет его восстановить», – уверена г-жа Трохимец. Подчеркнув, что еще одним частым заблуждением является суждение многих работодателей о том, что соискатель в условиях кризиса может быть мотивирован стрессом и буквально «зубами держится» за свое рабочее место.

«Это далеко не всегда так. Во-первых, понятия «мотивация» и «стресс» являются противоположными. Как правило, человек в состоянии стресса не может быть эффективен, так как сужается его восприятие действительности, замедляется реакция, его действия становятся более хаотичными и не всегда адекватными ситуации. Во время стресса срабатывает внутренняя защита, и работник, вместо того чтобы эффективно решать свои задачи, замыкается в себе, пытаясь таким образом укрыться от надвигающихся угроз, которые могут возникнуть в результате увольнения», – говорит менеджер по маркетингу и PR.

По ее словам, кризис невозможно просто пересидеть, оставаясь в стенах «родной» компании только потому, что больше некуда идти. Из сложившейся ситуации, которая сегодня наблюдается на рынке труда, необходимо пытаться извлечь максимальную пользу, повысив свою квалификацию на работе в более сложных условиях.

Как говорят специалисты, еще год назад основной проблемой для всех без исключения HR-служб была проблема поиска квалифицированного, а порой и неквалифицированного персонала. Быстрорастущая экономика, высокие цены на сырье и кадровый голод подогревали рынок труда и зарплат. Но «холодная осень 2008 года» напомнила про такие понятия, как оптимизация затрат, сокращение издержек, заморозка рекрутмента.

«В этом году основными направлениями работы HR-подразделений стали сокращение неэффективных сотрудников, привлечение и удержание высококвалифицированных и талантливых руководителей и специалистов, оценка персонала, разработка и внедрение новых схем оплаты труда и компенсаций. На наш взгляд, сегодня, несмотря на все сложности, которые переживает средний и крупный бизнес, у HR-отделов компаний появляются возможности превратиться из сервисных служб в полноценных участников бизнес-процессов», – считает г-жа Трохимец.

Она уверена, что в ближайшее время, скорее всего, несколько снизится потребность в экономистах, специалистах по ценным бумагам и инвестициям, управленцах и ряде других профессий. А сами работодатели вследствие усиления конкуренции между компаниями и необходимости выживания на рынке будут и дальше сокращать потребности в тех, без кого можно обойтись.

«Любое предприятие стоит и держится на трех китах: люди, продукт и прибыль. Причем, люди, с моей точки зрения, должны стоять здесь на первом месте, так как именно они создают прибыль. Именно люди смогут при необходимости разработать новые технологии и внедрить их в жизнь, придумать новый продукт и продать его. Вот именно поэтому сотрудники – самый ценный ресурс любой организации», – полагает менеджер по маркетингу и PR.

Компаниям нужно четко расставить приоритеты, оценив внутреннюю и внешнюю текущую ситуацию, необходимость и перспективность каждого конкретного направления деятельности, возможные дальнейшие варианты развития событий для бизнеса в целом. И уже на основании подобного анализа принимать решение о ценности и необходимости тех или иных работников для компании.

По данным Службы исследований HeadHunter, из 222 опрошенных казахстанских компаний лишь 38% не планируют сокращение затрат на персонал. Наиболее распространенный способ – сокращение штата. 33% компаний планируют уволить часть сотрудников. О том, что с целью экономии будут вынуждены увольнять сотрудников, чаще всего говорят компании, работающие в ритейле, банках и производстве. Следующими по распространенности идут такие методы, как уменьшение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%), вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является и сокращение социального пакета.

«Крупные компании чаще говорят о планируемых увольнениях, а также о сокращении заработных плат. 59% крупных компаний (численностью более 1000 человек) указали, что планируют увольнения, при этом лишь 21% небольших компаний (численностью менее 50 человек) рассказали о планируемых увольнениях. FMCG-, IT–компании, а также компании, работающие в сфере услуг для населения или бизнеса, реже планируют сокращать расходы на персонал. Более 20% компаний из таких отраслей, как строительство, розничные сети, производство планируют отправить сотрудников в вынужденный отпуск», – заключила г-жа Трохимец.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кадры сотрудники вакансии работодатели персонал HR рынок труда и зарплат

09.07.2009 • 21:02 980

Поделиться
Персонал как главная инвестиция
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus