Поведение работодателей и соискателей в 2017 году изменилось. Наниматель отдает предпочтение кандидату с дополнительными навыками в области новых технологий. Работодатель в поисках квалифицированных кадров не только устраивает кандидату дополнительное тестирование, но и заглядывает на его страничку в социальной сети — ему важно понять, соответствуют ли моральные качества будущего сотрудника ценностям компании. Соискатели же склонны выбирать иностранную компанию, поскольку есть возможность работы в зарубежных филиалах. Для этого высококвалифицированный специалист готов согласиться на меньшую зарплату, чем предлагает местная компания. «Капитал.kz» расспросил экспертов о том, каким был рынок труда как для соискателей, так и для работодателей в 2017 году.
Оживление на рынке
В этом году стало больше хедхантинга — целенаправленного поиска кандидата, который соответствует набору требований нанимателя. Так считает Анна Ковинская, директор рекрутингового агентства Antal Kazakhstan. Требования к кандидатам у работодателей стали выше, отмечает спикер. И им стал более интересен целевой рекрутмент — когда нужно найти не просто специалиста на освободившуюся позицию, а привлечь именно кандидата из конкретной компании или списка компаний.
В 2017 году рынок труда оживился: люди стали активнее менять работу, чаще рассматривать предложения от работодателей. Однако многих специалистов по-прежнему не хватает. «Поэтому бизнесу интересен прямой поиск. Причем в поиске нужного специалиста мы не ограничиваемся пределами Казахстана, при необходимости привозим профессионалов из других стран — от Болгарии до Канады», — рассказывает Анна Ковинская. Впрочем, компании ждут от рекрутинговых агентств именно такого подхода, когда они не просто ищут персонал, а «хантят» лучших.
Рекрутеры начали активно использовать социальные сети в двух целях. Первая — для поиска кандидатов. Например, в Facebook зарегистрировано большое количество различных профессиональных сообществ. Вторая цель — проверка репутации кандидата. «Один из наших клиентов был готов сделать предложение о работе соискателю, с которым предварительно провел массу отборочных этапов. Оставался последний этап — проверка профиля в соцсети. Моральный облик профиля в соцсети кандидата оказался не соответствующим ценностям компании, в результате чего кандидатура человека была отклонена уже на этапе job offer», — приводит пример Дина Абылхожина, директор рекрутингового агентства Optimum recruitment.
Сегодня работодатели сосредотачиваются на повышении эффективности бизнес-процессов; на этом фоне проявляют осторожность при найме персонала, предъявляя кандидатам довольно высокие требования, считает Валерия Петрунина, директор кадрового холдинга «АНКОР» в Казахстане,
Поэтому, по мнению спикера, к практически каждой открытой вакансии предлагаются дополнительные инструменты оценки, например, тестирование. «Работодатели ожидают четкого подтверждения определенных профессиональных навыков, чтобы специалист приносил реальную пользу бизнесу», — утверждает Валерия Петрунина.
Событие этого года на рынке труда — ЭКСПО-2017. Проведение международной специализированной выставки в Астане сопровождалось в том числе оживлением рынка труда за счет привлечения большого количества сервисных компаний и персонала, занятого в подготовке и работе ЭКСПО, отмечает представитель агентства «АНКОР».
«Утечка мозгов» продолжится
В 2017 году поменялись поведенческие мотивы соискателей. По наблюдению Дины Абылхожиной, для высококвалифицированных специалистов возможность работы в зарубежных филиалах компании — international assignments или secondments — стала важным фактором в выборе места работы. «Кандидаты готовы „подвинуться“ в своих зарплатных ожиданиях в сторону умеренного уменьшения от изначально заявленного уровня, — говорит спикер, — в пользу того, чтобы развивать карьеру в структуре компании в других странах, пусть и в долгосрочной перспективе».
Интересный факт: зарплатные ожидания кандидатов, которые идут от Optimum recruitment в крупные казахстанские компании, на 20−25% выше, нежели у кандидатов, которые рассматриваются на аналогичный уровень позиций в иностранных компаниях. Дина Абылхожина объясняет это тем, что в местных компаниях нет возможности в страновом передвижении. Единственное, что может предложить казахстанский работодатель — это хорошее финансовое вознаграждение. Иностранные же работодатели имеют более богатый мотивационный инструментарий.
На рынок выходят все больше представителей поколения Y. Еще их называют миллениалами, — люди, отличающиеся от предыдущего поколения глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Они менее ориентируются на стабильность рабочего места. «Если раньше, 8−10 лет назад, в пункте „карьерные устремления“, где кандидата спрашивают о том, как долго он планирует занимать данную позицию в конкретной компании, соискатели указывали в среднем 4−6 лет, то сегодня средний срок работы в одной должности или в одной компании составляет не более 2−3 лет, а порой и 1−2 года», — говорит руководитель Optimum recruitment.
С другой стороны, цифровизация, по мнению Валерии Петруниной, заставляет специалистов различных направленностей и кандидатов на свободные вакансии быть еще более гибкими, готовыми к быстрым изменениям. Цифровая культура становится неотъемлемой составляющей любого бизнеса и обязательно затронет каждого специалиста, считает спикер.
Желанные спецы
Статистика Antal Kazakhstan свидетельствует, что в этом году зарплата увеличилась примерно у 40% жителей Казахстана. Средний рост составил от 3 до 10%. Рекрутинговое агентство прогнозирует индексацию в предстоящем году на уровне 7%. Традиционно индексируют международные компании, а казахстанские компании пересматривают зарплаты реже.
К наиболее востребованным специалистам в 2017 году Optimum recruitment относит маркетологов, менеджеров по продажам (преимущественно В2В-сектор), инженеров (по производству, по оптимизации процессов на производстве и прочее), IT-специалистов разной квалификации; специалистов в области цепи поставок (supply chain management). Наиболее востребованные специалисты в текущем году, согласно данным «АНКОР», — менеджеры по продажам, IT-специалисты, инженеры, финансисты и маркетологи.
Как видно из внутренней статистики двух рекрутинговых компаний, наиболее востребованными остаются специалисты в области продаж. «Это связано с ростом рыночной конкуренции, — объясняет Валерия Петрунина. — Надо заметить, что специалисты по продажам чаще остальных меняют место работы. Поэтому такие вакансии еще долго будут сохранять первенство по спросу на рынке труда».
По словам спикера, в 2017-м отмечается высокий спрос на профессионалов в области IT-технологий (разработчики, инженеры, системные аналитики), которых катастрофически не хватает бизнесу в эпоху тотальной диджитализации. «Дефицита в выпускниках вузов не ощущается, но быстрое развитие новых технологий, отсутствие опыта у молодых специалистов делают высоким спрос на IT-специалистов», — замечает Валерия Петрунина. На рынке появляется спрос на новые специальности: инженеры по машинному обучению, blockchain-программисты и прочее.
Дина Абылхожина соглашается с коллегой по поводу того, что очень есть высокий спрос на специалистов в области IT. «Из личного опыта могу сказать: максимальный спрос в 2017-м был на специалистов по маркетингу в разных отраслях экономики, сферах деятельности компании и разного уровня маркетологов. А если детализировать, то высокий спрос имеется на digital-маркетологов. А таких специалистов — с соответствующей образовательной базой, сильной экспертизой и другими навыками — в Казахстане очень мало. Поэтому компании предпочитают нанимать специалистов из Украины», — объясняет собеседница.
Представители рекрутинговых агентств отмечают, что сегодня на казахстанском рынке труда спрос и предложение расходятся. Требования к специалистам и менеджерам становятся более жесткими, функциональное наполнение должностей более объемным, но при этом предложение по зарплате, как правило, не растет. Поэтому опытные специалисты вынуждены тратить месяцы в поисках нового места работы, отсюда складывается впечатление, что на рынке мало свободных вакансий
Курс на digital
Основной тренд в экономике — повышение эффективности бизнеса через внедрение digital-технологий. «Это так или иначе затронет все отрасли и профессии, поэтому от кандидатов на позиции специалистов и менеджеров будут требоваться профильное знание, готовность к быстрым изменениям и индивидуальному развитию», — считает Валерия Петрунина. Директор рекрутингового агентства Antal Kazakhstan Анна Ковинская согласна с коллегой, что в следующем году активнее других будет развиваться сфера IT и digital. «Спрос на специалистов этой области будет расти, интересных предложений будет все больше», — отмечает она.
По мнению Валерии Петруниной, ожидается активное развитие рынка гибридных специализаций — это когда люди обучаются новым специализациям, поскольку привычные профессии могут быть переведены на полностью автоматизированный процесс и не требовать человеческого участия. Впрочем, не стоит сильно волноваться — не все профессии, которым пророчат исчезновение, будут заменены роботизированными системами. Например, работу бухгалтера-калькулятора может выполнить робот, однако 100%-ная автоматизированная замена аудиторов и финансовых аналитиков невозможна.
Количество свободных вакансий существенно не изменится, но получить работу станет сложнее, поскольку требования к соискателям продолжат расти, прогнозируют рекрутинговые агентства. «Не теряет актуальности пожелание работодателей к сотрудникам быть более гибкими, инициативными, а знание английского по-прежнему будет являться преимуществом. Россияне снова начали интересоваться карьерными возможностями в Казахстане, а это значит, что местным соискателям стоит держать руку на пульсе и быть готовыми к конкуренции», — резюмирует Анна Ковинская.