Китай занимает все большее место в мировой экономике и становится все более значимым драйвером ее роста. Если показатели за 2021 год не оправдают ожиданий, это может отразиться на других странах, которые зависят от китайского спроса, пишет Интерфакс-Казахстан со ссылкой на The Wall Street Journal.
Эксперты предупреждают, что, хотя Китай лучше других справился с экономическими последствиями пандемии, стране необходимо решить ряд вопросов, чтобы гарантировать более устойчивой рост и помочь мировой экономике полностью восстановиться.
Экономисты прогнозируют, что экономика КНР в этом году вырастет примерно на 8% после повышения на 2,3% в 2020 году. Однако многие видят риски, особенно если распространение COVID-19 не удастся сдержать или если потребительское доверие не вырастет.
Ситуация на рынке труда Китая и ее влияние на расходы населения являются ключевым фактором, за которым необходимо наблюдать в 2021 году. В то время как уровень безработицы в городах в прошлом году быстро снизился после скачка до рекордного максимума в феврале, многие эксперты считают, что текущий уровень в 5,2% не полностью отражает последствий вспышки коронавируса.
Многие жители городов до сих пор работают неполный рабочий день и зарабатывают меньше, чем раньше, несмотря на сохранение рабочих мест. Другие, включая выпускников и тех, кто был сокращен из-за COVID-19, не могут найти хорошо оплачиваемую работу. Рост доходов населения отстает от темпов, которые наблюдались до пандемии.
В связи с этим многие потребители в Китае сократили расходы, что объясняет падение розничных продаж в стране на 3,9% в прошлом году.
По мнению исследователя американского института Полсона Хауз Суна, главным препятствием для потребления являются «относительно слабые показатели рынка труда».
Как и в других странах, перспективы трудоустройства наиболее слабы в сфере услуг КНР. Ресторанам и отелям до сих пор не нужно столько сотрудников, сколько они нанимали ранее.
Это особенно сильно повлияло на рабочих-мигрантов, которых в Китае насчитывается около 290 млн и на которых приходится 37% трудоспособного населения страны. Около половины рабочих-мигрантов заняты в сфере услуг.
В прошлом году в Китае было сокращено более 5 млн рабочих мест для мигрантов. В 2019 году их количество увеличилось на 2,4 млн, в 2016-2017 гг. - на 4 млн в год, свидетельствуют данные Wind.
Тем временем ожидается, что в этом году в Китае учебу закончат рекордные 8,7 млн студентов.
Помимо этого, важно следить за тем, как КНР использует экономические стимулы. На фоне возобновления работы промышленных предприятий и открытия магазинов власти заговорили о необходимости сдерживать кредитование и предупредили о рисках быстрого роста уровня задолженности.
Уровень задолженности, который был проблемой еще до пандемии, в январе-сентябре 2020 года рос наибольшими темпами за более чем 10 лет. Однако последние вспышки заболевания может заставить Центробанк страны проявить осторожность в вопросе ужесточения денежно-кредитной политики. Пекин планирует ограничить поездки в период каникул по случаю Нового года по лунному календарю, который приходится на 12 февраля, что, скорее всего, ударит по потребительским расходам, отмечают экономисты.
Китайская брокерская компания Huatai Securities отметила, что локальные вспышки могут привести к замедлению экономического роста на 3 процентных пункта в первом квартале, хотя он все равно будет уверенным по сравнению с прошлым годом.
Некоторые экономисты считают, что Пекин может смириться с периодом слабого роста, учитывая необходимость сдержать повышение задолженности. Китай в этом году вряд ли установит конкретную цель роста ВВП на фоне попыток сократить кредитные риски, считает Брюс Пан из China Renaissance Securities Hong Kong.
Читайте также
В 2020 году КНР обогнала США по объемам иностранных инвестиций