На трибунах огромного шанхайского спортивного центра «Восток» собралось практически 18 тыс. зрителей. Неоновый свет софитов медленно переливается от зала к сцене, на которой в несколько рядов выставлены техника, столы, компьютеры и кресла. В полутемном помещении резко вспыхивает свет, и под звуки оглушающей музыки на сцене один за другим появляются игроки команд, выход которых больше похож на появление гладиаторов перед боем. Голос комментатора объявляет, что восемь команд нынешнего чемпионата разыграют между собой $900 тыс. Все это — стыковочный этап киберспортивного соревнования Dota 2 Asia Championships 2018.
Долгое время к подобным мероприятиям относились с определенной долей иронии. Кому интересны такие соревнования? Более того, неужели найдутся те, кто захотят инвестировать в такие проекты? Позже оказалось, что киберспорт генерирует на себе не только внимание подростков. Рекламодатели увидели здесь четко очерченные рамки целевой аудитории и возможность развернуться. Со временем киберспорт стал обрастать легендами, а призовые фонды — исчисляться десятками миллионов долларов. «Капитал.kz» рассказывает о том, как и на чем зарабатывает киберспорт.
Мастер киберспорта
Долгое время соревнования по киберспорту оставались в тени и больше походили на «соберушки» в интернет-кафе с друзьями, чем на то, что мы видим сейчас. Но масштаб мероприятий рос, и киберспорт стали сравнивать с настоящим спортом, а геймеров — с профессиональными спортсменами: восхождение на вершины киберспорта начинается в том же возрасте, что и у обычных спортсменов, а в 14−16 лет геймеры уже участвуют в соревнованиях и даже получают первые подарки от организаторов. У спортсменов даже появились свои дисциплины: League of Legends, Overwatch, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive — вот неполный список «предметов» в киберспорте, на которых сейчас зарабатывают миллионы.
Промежутокмежду 2014 и 2015 годами можно считать расцветом киберспорта. Именно в этот период Amazon сообщил, что покупает сервис для трансляции игр Twitch.tv за рекордные $970 млн. С небольшим отставанием крупнейшая в мире телевизионная компания ESPN занялась показом киберспортивных турниров.
С тех пор деньги в киберспорт полились как из рога изобилия, а аудитория соревнований практически сравнялась с количеством телезрителей финала Лиги чемпионов. Согласно отчету Newzoo, в прошлом году оборот международного рынка виртуальных состязаний оценили в $655 млн, а в 2021 году этот показатель превысит $1,6 млрд. Такие большие суммы повлекли за собой и увеличение гонораров киберспортсменов, ведь награду в виде внутриигровой валюты они и так могут себе позволить.
Почти как Бейонсе
Крупные компании заинтересовались сферой киберспорта, масштабы соревнований стали расти в геометрической прогрессии. Несмотря на то, что организация такого мероприятия схожа с организацией концерта супердивы уровня Бейонсе, киберспортивные чемпионаты только множатся вместе с призовым фондом. За последние три года фонд самого масштабного соревнования по киберспорту — The International — вырос с $10 млн в 2014 году до $24,6 млн в 2017 году. По данным организаторов, в этом году сумма будет еще больше и составит уже $30 млн. Основной денежный поток здесь, как и везде, обеспечивают инвесторы и спонсоры. Права на трансляцию, реклама и спонсорская поддержка — на эти два показателя приходится 60% от общих доходов. В том же 2017 году инвестиции брендов сгенерировали $655 млн. Такие цифры приводит Newzoo. Остальные 40% - это продажа билетов, мерчандайз и отчисления игровым издателям.
Чтобы описать масштабы развития киберспорта, стоит упомянуть о том, что в ряде стран eSports был признан на государственном уровне. Например, Россия еще в 2016 году прировняла киберспорт к официальным видам спорта. Тем же путем последовала и Финляндия. Вишенкой на торте стал Олимпийский совет Азии, который добавил киберспорт в программу Игр 2022 года. Возможно, вскоре какой-нибудь молодой человек на вопрос о том, чем он занимается, ответит так: «Я мастер киберспорта по Dota 2 международного уровня».