Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка бросили Западу перчатку. В прошлом месяце эта пятерка развивающихся экономик создала Новый банк развития, который уже называют «банком БРИКС». Китай также предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который должен будет стать конкурентом Азиатского банка развития (АБР), пишет профессор политической экономии Мэтью Гудман в The National Interest.
Эти инициативы представляют собой первый серьезный институциональный вызов мировому экономическому порядку, основы которого были заложены ровно 70 лет назад в Бреттон-Вудсе. Их психологическая подоплека очевидна: развитые страны в последние годы утратили репутацию ответственных распорядителей экономики и вдобавок не смогли должным образом отреагировать на подъем новых держав, сообщает inosmi.ru.
На первый взгляд, новый банк БРИКС трудно воспринимать серьезно. Пятерку стран-основателей в сущности объединяют только остроумная аббревиатура и общее желание послать сигнал Западу. У них - разный экономический вес, разная политическая ориентация и разные геостратегические интересы. Более того, первоначально оплаченный капитал банка составляет только 10 млрд. долларов. Это капля в море по сравнению с проблемами развития, с которыми банк должен будет помогать справляться.
Тем не менее, банк БРИКС отражает реальное недовольство части развивающегося мира тем, как управляется мировая экономика. В частности, развивающиеся страны раздражают постоянные финансовые кризисы, источниками которых в последние годы выступают Соединенные Штаты и ЕС, и нежелание передовых стран перераспределить «кресла и доли» в таких структурах, как МВФ, в пользу развивающихся экономик. Если банк БРИКС будет хорошо управляться, он сможет внести полезный вклад в мировое развитие. Однако он также может подорвать глобальную систему правил, за последние семь десятилетий принесшую в целом немало пользы государствам БРИКС, пишет Гудман.
Когда представители 44 стран-союзников собрались в июле 1944 года в Нью-Гемпшире, они хотели создать основанную на единых правилах экономическую архитектуру, им необходимо было восстановить разрушенные войной европейские и азиатские экономики и заложить основы долговременного мирового процветания. Ради этих двух целей делегаты в Бреттон-Вудсе создали МВФ.
Можно предположить, что перед банком БРИКС и АБИИ стоят аналогичные задачи — только в обратном порядке. В первую очередь, страны-основатели хотят быть мировыми лидерами. Во-вторых, их интересует создание экономических возможностей — впрочем, с явным уклоном в сторону собственных коммерческих интересов. Наконец, третью по значимости роль играет стремление внести положительный вклад в выработку глобального порядка.
Отметим, что готовность стран БРИКС вкладываться в инфраструктуру и устойчивое развитие можно только приветствовать. По оценке Всемирного банка, в период до 2020 года в инфраструктуру развивающихся стран необходимо будет инвестировать около триллиона долларов ежегодно. Если Китай и прочие успешные развивающиеся экономики могут поделиться опытом и средствами с более бедными государствами, это будет способствовать благосостоянию всего мира, пишет inosmi.ru.
Однако так ли необходимы для этого новые институты — особенно такие, с рабочими и управленческими механизмами которых связан ряд серьезных вопросов? Основатели банка БРИКС утверждают, что они намерены поровну делить голоса в рамках существующей группы и выделять долю новым членам по мере присоединения. Однако, если не предполагается, что банк останется ограниченным экспериментом, неужели Южная Африка, действительно, сможет осуществлять финансовые вложения наравне с Китаем? А если нет, то неужели Пекин не будет возражать против того, что Претория будет иметь равное право голоса в вопросах управления? Также непонятно, что произойдет, когда совокупная доля пяти стран-основателей дойдет до установленного порога в 55%. Прекратят ли они принимать новых членов или будут сокращать долю действующих?
Сможет ли банк БРИКС привлечь в Шанхай высококлассный персонал? На каких условиях он будет предоставлять кредиты? Будет ли он предъявлять финансовые и экологические требования, а также требования к прозрачности? Будет ли кредитование увязано с приобретением товаров и услуг у компаний из стран-основателей, или оно будет открыто для всех?
Аналогичные вопросы связаны и с китайским проектом АБИИ. Пекину, безусловно, стоило бы особенно серьезно подумать об издержках и выгодах создания новых структур.
В то же время банк БРИКС — это тревожный сигнал для развитых экономик Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Им следует лучше управлять собственными экономиками, чтобы избегать новых финансовых и бюджетных кризисов. Кроме того они должны поделиться властью в рамках бреттон-вудских институтов. В частности американскому Конгрессу пора одобрить реформу квот в МВФ, которую отстаивала администрация Обамы в 2010 году. Западные страны уже пошли на реальную уступку, признав «Большую двадцатку», включающую страны БРИКС как равноправных членов, «ключевой площадкой для обсуждения международного экономического сотрудничества». Теперь им нужно постараться восстановить эффективность этой группы и доверие к ней. При этом передовым странам стоило бы напомнить членам БРИКС, что существующий многосторонний миропорядок, основанный на единых правилах, многое им дал, и что его стоит сохранять и развивать.
Сможет ли БРИКС стать лидером в экономике
Банк БРИКС называют первым серьезным вызовом мировому экономическому порядку
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.