«Предел скорости» мировой экономики - максимальные долгосрочные темпы, которыми она может расти, не провоцируя инфляцию - к 2030 году упадет до самого низкого значения за тридцать лет, прогнозирует Всемирный банк, пишет Интерфакс-Казахстан.
Для повышения производительности труда и предложения рабочей силы, увеличения объема инвестиций и торговли, а также использования потенциала сектора услуг необходимо проводить амбициозную политику, говорится в докладе «Ухудшение перспектив долгосрочного роста: тенденции, ожидания и политика». В нем содержится первая комплексная оценка долгосрочных потенциальных темпов роста производства после пандемии COVID-19 и войны в Украине.
Почти все экономические факторы, которые обеспечивали прогресс и процветание в течение последних трех десятилетий, теряют силу, отмечают авторы исследования. В результате в период 2022-2030 гг. средние потенциальные темпы роста мирового ВВП, как ожидается, снизятся примерно на треть по сравнению с темпами, которые преобладали в первом десятилетии этого века, и составят 2,2% в год. Столь же резкое снижение произойдет и в странах с развивающейся экономикой: темпы подъема замедлятся с 6% в 2000-2010 гг. до 4% в оставшуюся часть этого десятилетия. В случае глобального финансового кризиса или рецессии это торможение будет гораздо более глубоким.
«Для мировой экономики, возможно, формируется потерянное десятилетие, - полагает главный экономист и старший вице-президент ВБ по вопросам экономики развития Индермит Гилл. - Продолжающееся замедление потенциального роста имеет серьезные последствия для способности мира решать все более широкий спектр проблем, характерных для нашего времени, таких как укоренившаяся бедность, расхождение в доходах и изменение климата». Однако это снижение можно обратить вспять, полагает он. «Предельную скорость мировой экономики можно повысить - с помощью политики, которая поощряет труд, способствует повышению производительности и ускоряет инвестиции», - считает эксперт.
Анализ показывает, что потенциальные темпы роста ВВП могут быть увеличены на 0,7 процентного пункта (до среднегодовых темпов в 2,9%), если государства примут устойчивую, ориентированную на рост политику. «Рецессии, как правило, приводят к снижению потенциала роста, - отметила один из ведущих авторов доклада Франциска Онсорге. - Системные банковские кризисы наносят более значительный немедленный ущерб, чем рецессии, однако их воздействие со временем ослабевает».
Около половины ожидаемого замедления потенциальных темпов роста ВВП в период до 2030 года будет обусловлено изменением демографической ситуации, включая сокращение численности населения трудоспособного возраста и снижение экономической активности населения по мере его старения. Между тем в некоторых регионах, таких как Южная Азия, Ближний Восток и Северная Африка, повышение уровня экономической активности женщин до среднего уровня для всех развивающихся стран способно ускорить ежегодные темпы потенциального роста ВВП на 1,2 процентного пункта в 2022-2030 гг., отмечается в обзоре.