Рост мировой экономики резко замедляется на фоне высокой инфляции, повышения процентных ставок, сокращения инвестиций и нарушения цепочек поставок, вызванного вторжением России в Украину. Об этом говорится в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Учитывая неустойчивость экономической ситуации, появление любого нового неблагоприятного фактора, например, ускорение инфляции выше ожиданий, резкое повышение процентных ставок для ее сдерживания, новая волна пандемии COVID-19 или эскалация геополитической напряженности, может столкнуть мировую экономику в рецессию, отмечается в документе. Это означает, что впервые за более чем 80 лет в течение одного десятилетия случилось бы две глобальные рецессии.
Согласно прогнозам Всемирного банка, в 2023 году мировая экономика вырастет на 1,7%, а в 2024 году – на 2,7%. Ожидается, что резкое снижение темпов экономического роста будет повсеместным: пересмотр прогнозa 2023 годa в сторону понижения затронул 95% развитых экономик и почти 70% стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик.
В обзоре говорится, что в течение следующих двух лет рост доходов на душу населения в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках составит в среднем 2,8%, что на целый процентный пункт ниже среднего значения за 2010–2019 годы. В странах Африки к югу от Сахары, на долю которых приходится примерно 60% беднейшего населения планеты, средние темпы роста доходов на душу населения в 2023–2024 годах, как ожидается, составят лишь 1,2%, а значит, уровень бедности, вероятнее всего, будет расти, а не снижаться.
Президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс обращает внимание, что на фоне ухудшения перспектив роста мировой экономики усиливается кризис в области развития. «Странам с формирующимся рынком и развивающимся экономикам грозит затяжной период медленного экономического роста как следствие высокого уровня долговой нагрузки и сокращения притока инвестиций, ведь глобальные потоки капитала будут поглощаться развитыми экономиками, которые сами столкнулись с проблемами – крайне высоким уровнем государственного долга и ростом процентных ставок. Низкие темпы экономического роста и недостаток инвестиций в предприятия усугубят и без того тяжелую ситуацию, складывающуюся в области образования, здравоохранения, борьбы с бедностью и развития инфраструктуры, а также растущие проблемы, связанные с изменением климата», - комментирует он.
Всемирный банк в 2023 году ожидает замедления темпов роста в развитых экономиках до 0,5% по сравнению с 2,5% в 2022 году. В последние два десятилетия подобное замедление темпов роста предшествовало глобальной рецессии. В США в 2023 году прогнозируется снижение темпов роста до 0,5% – это на 1,9 процентного пункта ниже, чем прогнозировалось ранее, и самым низкий уровень с 1970 года, если не учитывать периоды рецессий, уточняется в документе. В еврозоне в 2023 году ожидаются нулевые темпы роста экономики, что на 1,9 процентного пункта ниже предыдущих прогнозов. В Китае темпы роста в 2023 году, по прогнозам, составят 4,3% – на 0,9 процентного пункта ниже, чем прогнозировалось.
Вместе с тем в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, не включая Китай, в 2023 году, по прогнозам Всемирного банка, произойдет замедление темпов роста до 2,7% по сравнению с 3,8% в 2022 году вследствие существенного ослабления внешнего спроса вкупе с высокой инфляцией, обесценением валют, ужесточением условий кредитования и другими сдерживающими факторами внутри стран.
К концу 2024 года ВВП стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик окажется примерно на 6% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до начала пандемии, сообщается в обзоре. Глобальная инфляция, как ожидается, замедлится, но будет оставаться выше допандемийных значений.
Всемирный банк обращает внимание, что в докладе впервые дается всесторонняя оценка среднесрочных перспектив роста объема инвестиций в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках. В 2022–2024 годах валовые инвестиции в этих странах, вероятно, вырастут в среднем примерно на 3,5%, что более чем вдвое ниже средних темпов роста за предыдущие два десятилетия. Авторами доклада предлагаются возможные подходы, которыми могли бы воспользоваться правительства для ускорения роста объема инвестиций.
«Спад инвестиций – это серьезная проблема, поскольку он связан с низким ростом производительности и торговли и негативно влияет на общие экономические перспективы. Без уверенного и устойчивого роста инвестиций просто невозможно добиться существенного прогресса в достижении более широких целей в области развития и целей, связанных с климатом», – подчеркивает директор Группы прогнозов Всемирного банка Айхан Косе. По его словам, национальная политика по стимулированию роста инвестиций должна учитывать специфику ситуации в стране, однако отправной точкой всегда является формирование надежной основы бюджетной и денежно-кредитной политики, а также проведение комплексных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата.
В докладе также освещается сложное положение, в котором оказались 37 малых государств – стран с населением до 1,5 млн человек. Рецессия, вызванная пандемией COVID-19, в этих странах была глубже, а восстановление – намного слабее, чем в других экономиках, что отчасти объясняется длительным кризисом в сфере туризма. В 2020 году объем производства в малых государствах сократился более чем на 11%, что в семь раз больше, чем в других странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках. Отмечается, что малые государства часто несут потери от стихийных бедствий, среднегодовой размер которых составляет примерно 5% ВВП. Это создает серьезные препятствия на пути экономического развития.
Чтобы улучшить долгосрочные перспективы экономического роста, правительствам малых государств следует уделять особое внимание повышению устойчивости к изменению климата, стимулированию эффективной экономической диверсификации и повышению эффективности государственного управления, говорится в обзоре Всемирного банка. Авторы доклада призывают мировое сообщество оказать помощь малым государствам путем поддержания притока средств в рамках официальной помощи в целях содействия адаптации к изменению климата и восстановлению экономически приемлемого уровня задолженности.