Произошло ровно то, о чем мы предупреждали – возросшая популярность первой криптомонеты побудила Правительство Китая пойти на запретительные меры. Пока речь идет о запрете майнинга, то есть добычи, но кажется, только этим коммунистический Китай не ограничится. Объем вычислительной мощности, который используется для добычи биткоина, за месяц снизился на 48% — в последние две недели власти четырех провинций КНР ввели запреты на добычу криптовалют. Только в Синцзяне и Сычуане добывалось около трети всех Bitcoin в мире.
На этом фоне побег майнеров из страны ускорился. Одна из китайских компаний уже завезла в Казахстан 320 устройств для майнинга и обещает завезти еще почти 3 тыс. При этом компания уже вкладывала деньги в строительство дата-центра в Казахстане. Не секрет, что долгое время Казахстан занимал позиции в топ-5 стран майнеров. Поэтому разговоры о налоге на майнинг в РК приобретают новый оборот – в условиях возможного наплыва китайских компаний его введение для новых игроков на рынке — хороший источник для нашего социального бюджета, и это без учета того, что китайские компании будут покупать электроэнергию, избыток которой наблюдается в северной части страны.
Однако
вообще для майнинга в Китае все плохо. Историй о том, как удалось
вывезти оборудование и продолжить работу в хоть каком-то виде — единицы.
Сейчас речь идет о том, что более 90% мощностей по добыче биткоинов в
Китае будет закрыто, а ведь от 65% до 75% всей мировой добычи биткоинов
приходится на эту страну. Прямо сейчас отключено или
отключают энергоснабжение для 70% ферм. Но для всех остальных добытчиков в мире
— это скорее хорошая новость, ведь с рынка уходит основной игрок.
Кстати, это неплохой шанс и для Казахстана.
На фоне новостей из Китая Bitcoin падал — были обновлены минимумы с начала года. Во вторник, 22 июня, за одну монету давали 28,8 тыс. долларов. Что интересно, за такой распродажей не последовала паника, о которой многие говорили. Сработало то, что в криптовалютных активах изменился портрет инвестора — сейчас это менее спекулятивные институциональные инвесторы и значительная часть участников имеет долгосрочный прицел.
Кстати, именно по этой причине в ближайшие месяцы Bitcoin может отыграть падение — согласно исследованиям, в марте примерно 50% капитализации BTC приходилось на розничных инвесторов, другие 50% — на институционалов. И те, и другие сегодня хорошо знают о многолетнем позитивном тренде монеты, которая, к тому же, стала легальна в США как биржевой товар.
Китай, по сути, оказал хорошую услугу Bitcoin, выступив против него — если бы запреты начались в США, то последовала бы более жесткая распродажа, так как половину монет держат разные инвестиционные фонды и компании. Однако сейчас из-за противостояния Вашингтона и Пекина запреты, нависшие над первой криптовалютой, ушли на второй план. И вряд ли непримиримым партнерам удастся договориться и выступить единым фронтом против Bitcoin.
Казахстану в этой связи остается выбрать. До этого момента мы целенаправленно либирализировали законодательство относительно добычи криптовалют и их оборота. Конечно же, речь не шла и не идет о BTC как платежном средстве, но благодаря специальной зоне МФЦА и новым законам в нашей стране майнинг стал легальным не только для иностранцев, также появились законные основания для создания полноценных бирж криптовалют. Хочется верить, что мы не свернем с этого пути, а падением майнинга в Китае сумеем воспользоваться для роста и бюджета, и частных инвестиций в эту отрасль.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане