В Казахстане ранее заявляли о намерении запустить институт криптобирж при МФЦА. В Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в
Казахстане считают эту инициативу перспективной. Но пока такая идея нереализуема, подчеркивает глава ассоциации Алан Дорджиев. Одна из главных причин – в Казахстане все еще запрещено открывать и обслуживать банковские счета, связанные с криптовалютами. «Без банковского счета ни один бизнес существовать не
может, так как надо выплачивать зарплаты, налоги, вести хозяйственную
деятельность», - поясняет собеседник корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Тем не менее в МФЦА две криптобиржи уже прошли регистрацию. «В рамках экспериментального правового режима МФЦА FinTech Lab две компании имеют действующую лицензию комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг на оперирование платформы по обращению и обмену цифровыми активами», - сообщили Kapital.kz в МФЦА.
Одна из них - криптобиржа Еurasia Blockchain eXchange (EBX). Она зарегистрировалась в МФЦА в июне 2018 года. Руководство криптобиржи также поясняет, что запустить ее планируется после завершения тестовых испытаний.
«Осуществляется обкатка не только клиентского интерфейса и интерфейса администрирования, но также и некоторых обязательных процедур, применяемых к информационным системам», - отметил генеральный директор криптобиржи EBX Нурболат Акыш.
По его словам, с момента регистрации компании в МФЦА в течение года укомплектовали штат, разработали и утвердили бизнес-процессы, процедуры и нормативную документацию, которые отвечали бы регуляторным требованиям МФЦА.
«Наша криптобиржа – это стартап-проект, внедряемый в режиме финтех-песочницы. Поэтому мы начинаем с небольшого количества криптовалют, которые будут у нас торговаться. Это Bitcoin, Ethereum, USDT. По мере развития работы нашей биржи планируем расширить ассортимент цифровых активов и виды операций», - пояснил Нурболат Акыш.
Он также обратили внимание на проблему, которую обозначили в ассоциации. «Финансовым институтам, включая банки второго уровня (БВУ), запрещено осуществлять операции и сделки с использованием криптовалют. Поэтому лицензированные в МФЦА криптобиржи и их клиенты лишены возможности открытия банковских счетов в банках второго уровня. Как следствие, они не могут осуществлять свою деятельность. Это основная причина, которая затрудняет развитие цифровых активов на площадке МФЦА», - считает Нурболат Акыш.
Он подчеркивает, что если не считать деятельность майнинговых ферм, проекты, связанные с применением технологии блокчейн, пока еще недостаточно развиты в Казахстане. «Это же относится и к созданию платформ торговли или обмена криптовалютами. Пока у нас в стране не ясен правовой статус цифровых активов и их оборота. Отсюда и неуверенность потенциальных разработчиков сервиса в востребованности платформы, предоставляющей такой сервис», - заметил Нурболат Акыш.
По его словам, еще одна из причин, которая сдерживает открытие криптобирж в Казахстане, - государство пытается обложить налогом любую активность на рынке криптовалют.
«Это вынуждает потенциальных игроков уходить на зарубежные площадки. Это тот случай, когда еще слишком рано даже говорить о пользе плодов того, чему еще и не дали вырасти. В итоге криптоиндустрия как отрасль может и не родиться. Также есть риск, что созданные криптобиржи будут существовать нелегально в теневой экономике Казахстана или казахстанские потребители станут пользователями сервиса зарубежных криптобирж», - считает Нурболат Акыш.
О налогообложении майнинговых операций не раз говорили представители фискальных органов страны. Например, в ДГД по Алматы подчеркивали, что казахстанцы, получающие доходы через добычу и реализацию на иностранных биржах криптовалюты, обязаны платить налоги. Уточнив, что майнерам необходимо самостоятельно оплачивать ИПН. Эту информацию подтверждают и в Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане.
«Майнеры находятся в общеустановленном налоговом режиме. Как и любой бизнес, они должны уплачивать КПН и ИПН. Про дополнительные налоги информации нет. Но если дополнительные налоги будут, то это серьезно повлияет на их решение по дальнейшему развитию бизнеса в Казахстане», - отмечали ранее в ДГД по Алматы.
О налогообложении цифровых активов недавно говорил и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. Он считает, что создание криптобирж обеспечит выход Казахстана в мировую криптоиндустрию, и добытые в стране криптовалюты будут в обороте на казахстанских криптобиржах, где будут облагаться налоговыми сборами. Он уточнил, что «налоговый сбор будет с каждой транзакции».
Генеральный директор криптобиржи EBX Нурболат Акыш полагает, что дополнительное налогообложение транзакций криптобирж на базе МФЦА является излишним.
«Налогообложение каждой отдельной транзакции потребует разработки и внедрения отдельной сложной системы учета для исчисления налога. Это увеличит расходы компаний (криптобирж – Ред.) и создаст ненужную помеху для ведения бизнеса. Необходимо выработать правильный подход в отношении налогообложения криптобирж, который устраивал бы все стороны», - уверен собеседник.
В Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане более лояльны. Там уверены, что налогообложение каждой транзакции – это нестандартная практика.
«Но участниками рынка эта идея воспринимается нормально. В других странах биржи платят стандартные налоги на прибыль, как обычный бизнес. Предложение Багдата Мусина достаточно прогрессивное, так как эта мера даст возможность развить экосистему криптовалютных бирж, а у Казахстана появится возможность пополнить свою казну за счет этого налога. Такой налог, думаю, будет несильно заметен для конечного потребителя на биржах», - отмечает глава ассоциации Алан Дорджиев.
Сейчас же, в отличие от майнеров, работающих в Казахстане, криптобиржи при МФЦА временно освобождаются от уплаты налогов. «Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты НДС и КПН по доходам, полученным от оказания на территории МФЦА финансовых услуг, определенных совместным актом Центра и Министерства национальной экономики и Министерства финансов, включая оперирование платформы по обращению и обмену цифровыми активами», - уточнили в МФЦА.
На площадке МФЦА также действует специальный регуляторный режим FinTech Lab - регуляторная песочница. Она дает возможность компаниям тестировать финпродукты и услуги в сфере финансовых технологий без обязательного соответствия всем регуляторным требованиям, предъявляемым к финансовому институту в МФЦА.
«Для защиты прав потребителей и инвесторов на период тестирования к претендентам предъявляются определенные требования, включая ограничения по объему сделок», - сообщили Kapital.kz в МФЦА.
На данный момент готовность открыть криптобиржи при МФЦА выразили несколько участников. «Компании из Великобритании, Мальты, Южной Кореи, а также Казахстана проявили интерес в получении лицензии на оперирование платформ по обращению и обмену цифровых активов. Оперирование такой платформой на территории МФЦА возможно только после получения соответствующей лицензии», - уточнили в организации.
Отметим, в конце февраля министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сообщил, что Казахстан намерен перевести 1% мирового оборота криптовалют на свои биржи. Он отметил, что Казахстан не будет признавать криптовалюты на своей территории, но будет их добывать и участвовать в мировой криптоиндустрии. По его словам, у нас в стране 17 майнинговых ферм, которые составляют 6% мирового майнинга. Фермы добывают ежемесячно криптовалют на сумму около 18–28 млн долларов.
Министр уточнил, что пока майнинг в республике особо ничего не приносит, поэтому министерство цифрового развития предлагает создать институт криптобирж на базе МФЦА. Казахстанские майнинговые центры выводят криптовалюту и на различных криптобиржах пускают ее в оборот.
Он уверен, что создание криптобирж обеспечит выход Казахстана в мировую криптоиндустрию, и добытые в республике криптовалюты будут в обороте на казахстанских криптобиржах, где будут облагаться налоговыми сборами в бюджет страны, будет налоговый сбор с каждой транзакции.