USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95577.00$
-1502.500

Кадровый голод среди IT-специалистов: почему он возникает и как его утолить

Свое мнение высказали эксперты и представители финтех-компаний

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кадровый голод среди IT-специалистов: почему он возникает и как его утолить- Kapital.kz

Уже не секрет, что многие наши светлые головы пополняют список трудовой миграции. Для многих айтишников сейчас престижнее устроиться в зарубежный «Яндекс», Google или Apple, хотя наш рынок как раз на стадии подъема. Отчего же в Казахстане такая текучка IT-кадров, а главное, что с этим делать? Ответим на эти вопросы честно и понятно.

Пока казахстанские программисты, разработчики и девелоперы отдают предпочтение зарубежным вакансиям, у экспатов о нашей стране кардинально противоположное мнение.

«На самом деле в IT-отрасли Казахстана мало конкуренции, зато каждый раз тестируются интересные цифровые решения. Многое из мировых трендов еще не опробовано, а некоторые вещи дадут фору даже европейским технологиям. Поэтому, я считаю, это отличное место для IT-карьеры», - говорит один из разработчиков, прибывших в Казахстан из России, Роман Орлов.

И, действительно, сейчас между казахстанскими финтех-компаниями и банками как никогда наблюдается живая конкуренция. Каждый старается опережать на шаг оппонента в цифровых направлениях и кадровых ресурсах. Но другой вопрос - почему айтишники ненадолго задерживаются в таких компаниях?

Руководитель Группы подбора кадрового холдинга Elite Сара Бекмухамбетова поясняет, что со своей стороны работодатель всегда желает заполучить идеального кандидата. Эти требования распространяются на любую позицию, и в том числе на IT.

«Заработные платы у некоторых IT-специалистов завышены. Зачастую начинающие middle и senior просят оклад, как у опытных айтишников. У junior-кадров такое редко встречается», - делится наблюдениями Сара Бекмухамбетова.  По ее словам, текучка кадров возникает, когда проект наскучивает или вообще не интересен айтишнику. 

«Также IT-специалисты бегут от бюрократии, как от огня. Им нужна свобода и простота в решении текущих рабочих задач», - подчеркнула она.

Помимо прочего, айтишников «напрягает», когда в ходе проекта они долго ждут или согласовывают обратную связь по тому или иному коду. 

«В свою очередь работодатель требует от кандидата определенный  набор инструментов, применяющийся в проектах - стек технологий. Бывает, кандидаты владеют разнообразными стеками (например Java, Spring Boot, PL/SQL и т.п.), но один главный - не подходит. И работодатель необдуманно отклоняет неплохого кандидата», - констатирует Сара Бекмухамбетова.

С ней согласен Андрей Каргин, Chief technology officer одной из казахстанских финтех-компаний. Он делится своим пониманием этой проблемы:

«Нередко IT-специалист, понимая, что он чего-то стоит, начинает требовать больше. А работодатель не может идти у него на поводу, предоставив ему ожидаемый карьерный и зарплатный рост. Он опасается создавать прецедент: ведь потом ему начнут выдвигать требования и другие работники, что может пагубно сказаться на бюджете компании». 

Кроме того, считает Андрей Каргин, в некоторых фирмах сложный механизм карьерного роста. Например, раз в полгода требуются какие-то переаттестации или другие бюрократические кадровые процедуры. 

«А толковые специалисты хотят все и сразу! Тем более им параллельно предлагают на стороне больший оклад. Поэтому айтишники и уходят из компании», - указал причину эксперт.

С точки зрения трудового стажа, IT-специалист должен работать в команде не менее года-двух лет, полагает Андрей Каргин. Тогда это не вызовет вопросов у рекрутеров и работодателей, почему он так часто меняет работу. При просмотре его резюме должно создаваться впечатление, что он надежный человек, на которого можно полагаться в долгосрочной перспективе, не боясь вкладывать в него ресурсы компании.

Также эксперт высказался на актуальный вопрос миллениалов и зумеров: «Так ли важно иметь диплом IT-специалисту?»

«Сейчас в цифровой отрасли редко кто смотрит на диплом о высшем образовании. Достаточно закончить курсы по подготовке технических специалистов. И даже их можно не заканчивать: вокруг немало открытых обучающих ресурсов на YouTube и дистанционных образовательных сайтов. Все можно понять самостоятельно, главное, чтобы была личная мотивация. И те люди, у которых она есть - добиваются высот. А если человек хочет стать айтишником, потому что это модно в наше время, насмотрелся роликов про Силиконовую долину или там неплохо платят, даже записавшись на крутые курсы, зря может потратить свои время и деньги. Куда лучше, когда имеется страсть и искреннее желание заниматься этим делом», - указал эксперт.

Он вспоминает, что ранее во многих банках были определенные требования к квалификации IT-специалиста, прежде чем повысить кого-то по должности. Сейчас условия смягчаются. И на первое место по спросу выходит не опыт сотрудника, а его компетенция. 

«Надо признать, что сегодня айтишников стало намного больше, чем пять, и тем более десять, лет назад. Во-первых, открылось немало университетов, выпускающих таких специалистов. Во-вторых, остальные вузы тоже в дань тенденции переориентировались на подготовку IT-кадров. Многие из студентов таких учреждений пошли туда, влекомые заманчивыми перспективами, но на деле интереса к этой профессии не проявляют. 

Исходя из этого, раньше было куда проще найти хорошего специалиста. Даже если у него не было квалифицированного образования, все восполняла его страсть к IT, как к хобби. И такие кадры гораздо лучше понимают профессию. Сейчас нанимаешь сотрудника, а уже через месяц видно, что ему очень тяжело дается такая работа. Это не его призвание! 

У толковых специалистов другие проблемы: как только у них начинает что-то получаться, они это видят и заглядываются на варианты повыгоднее. Особенно, если текущий работодатель не может дать большего. Поэтому таких айтишников часто хантят, особенно в банковской сфере. И отсюда большая текучка», - резюмировал Андрей Каргин. 

Так как проблема дефицита  IT-кадров была и остается актуальной в Казахстане, Halyk Bank - первый среди банков - взял на себя инициативу провести на эту тему сессию в соцсети Clubhouse.

Итак, сегодня, 12 марта в 19:00, на платформе Clubhouse начнется обсуждение на тему: “IT-кадры на рынке труда Казахстана” в открытой комнате. 

Название аккаунта Halyk Bank в Clubhouse: halykbank_kz

В режиме реального времени вы сможете не только узнать ответы на важные для себя вопросы по рынку IT, но и лично поучаствовать в обсуждении актуальных проблем, донести до банка и коллег свои предложения и идеи. В свою очередь Halyk Bank поделится многолетним опытом в этом вопросе, даст практичные советы работодателям и соискателям в IT-сфере, а также расскажет, как конкурировать с “миром” после пандемии. Присоединяйтесь и узнайте совершенно новое об IT!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.