Для повышения
рентабельности производства, минимизации рисков и увеличения доходов в мире используется технология промышленного интернета вещей. Сервис, получивший
признание в странах с развитой экономикой, начали внедрять и на
казахстанских предприятиях. По словам Ержана
Джанзакова, основателя стартапа
Faceplate - отечественной версии технологии - эта разработка меняет привычное
представление о взаимодействии людей и машин и позволяет по-новому взглянуть на
методы повышения эффективности и оптимизации бизнес-процессов. Он рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, какие перспективы масштабирования
на внешних рынках есть у отечественного стартапа.
- Ержан, как разработчик сервиса, объясните, чем он полезен производственным компаниям и как его можно применить на практике?
- Давайте на примере? Допустим, у вас производство со множеством современных станков. У каждого из них есть десятки датчиков. Сами по себе они большой ценности не представляют, как и снимаемая с них информация. А вот если правильно интерпретировать, визуализировать ее, в том числе, с использованием технологий машинного обучения – это совершенно другой набор информации. Вот эти сложные алгоритмы – это и есть Faceplate. К примеру, Faceplate позволяет предупреждать о том, что ресурс одной из деталей может выйти из строя. Если это ключевой технологический процесс, то это очень важно – аварии на производстве обходятся дорого. То есть, Faceplate – это платформа для прогнозирующего обслуживания, управления производственными процессами, которая использует технологии IoT, Big Data и Machine learning.
- Тогда что такое промышленный интернет вещей (IIoT)?
- Представьте, что будет, если элементы технического процесса подключить к сети, а данные с этих устройств обрабатывать? Например, станки могут предупреждать о том, что конкретная деталь может вскоре выйти из строя. А главный инженер, со своей стороны, видит полную картинку реальной загрузки оборудования, его производительность. Собственник видит бизнес-показатели, и сможет строить производственные планы, опираясь на множество факторов. Возможности IIoT очень широки – технология является лишь первым шагом на пути к использованию Искусственного интеллекта на предприятиях. В идеале это приведет к появлению полностью автоматизированных предприятий, которые самостоятельно формируют заказ, опираясь на конъюнктуру.
- Давайте о реальных бизнес-кейсах… Кто уже запустил сервис, и как это помогло предприятиям?
- Из
реальных внедрений – компания, которая занимается производством напитков: менеджмент насторожили расходы энергии, точнее то, насколько они варьируются в зависимости от времени суток. Мы поставили датчики и ситуацию на мониторинг. Причину нашли. Второй пример – компания, которая производит металлопрокат. Задача стояла в том, чтобы понять, нужно ли расширять производство, либо можно нарастить производство на существующем оборудовании. Ставим датчики, сводим данные, и видим, что задел по производительности имеется. То есть, у бизнеса, реального сектора экономики появляется возможность «увидеть» свои процессы в нескольких плоскостях.
- На чем вы зарабатываете, как монетизируете Faceplate?
- Если
говорить о
моделях монетизации, то это подписная модель плюс услуги по внедрению технологии.
- Насколько понимаю, уже есть первая оценка стоимости стартапа?
- Да, есть. На момент первой инвестиции от венчурного инвестора Мурата Абдрахманова, оценка компании была в 500 тыс. долларов. На сегодня его доля в компании - 32%.
- Какие внешние рынки вас интересуют? И есть желание расширять список секторов?
- Да, масштабироваться будем в нескольких направлениях. Во-первых, с точки зрения концепции – мы говорим не просто о наборе каких-то разрозненных приложений, а о реальном продукте или о продуктах. Планируем сделать часть Faceplate в виде открытого кода (opensource). Во-вторых, помимо промышленности интересны и другие секторы экономики, смотрим и в сторону «умных» решений. Что касается внешних рынков, то нам близок российский, и на сегодня это самый логичный шаг. Конечно, нам не безразличен и рынок США. К тому же Faceplate не требователен к вычислительным мощностям. Проще говоря, у него невысокие требования к аппаратной части, что очень хорошо для текущей ситуации с промышленным интернетом вещей на предприятиях. Они на сегодня представляют собой некий «зоопарк» аппаратных решений, которые очень непросты с точки зрения интеграции. В этом заключается, кстати, важная миссия Faceplate – собирать данные с этих разнородных устройств, приборов, систем и работать с ними. Фактически, мы способны подключить к системе любое устройство, у которого предусмотрена возможность подключения к сети.
- Почему вы считаете, что ваш проект будет интересен рынку США? Аналогов Faceplate у них нет?
- Мы наблюдали за компанией ThingWorx из США, она очень близка нам по подходам. А во-вторых, это тоже стартап и относительно недавно была поглощена за 112 млн долларов компанией PTC.com.
- То есть в потенциале стартапа вы не сомневаетесь?
- Нам понятен общий тренд: меньше людей и больше машин. При этом качество решений и экосистем промышленного интернета вещей однозначно будет расти. Это, конечно, может выглядеть не слишком хорошо для людей, которые сейчас заняты на производствах, но когда говорят о том, что «машины заберут ваше рабочее место», не следует понимать это буквально: мы видим, что прогрессивные государства движутся в сторону безусловного дохода. Говоря о Faceplate, наша задача – войти в этот тренд, создать зрелую и развитую среду, платформу, экосистему для промышленного интернета вещей.
В целом, в более широком понимании, промышленный интернет вещей – это некий взгляд на то, как будет развиваться индустрии в среднесрочной перспективе. И развитие это будет проходить через интеллектуальные системы – сбор, обработка и анализ информации. К тому же, мировой рынок интернета вещей, по оценке Transforma Insights, вырастет до 24,1 млрд устройств к 2030 году, а емкость рынка составит 1,5 трлн долларов. Когда мы говорим о цифрах, которые исчисляются 12 нулями, мы находимся во власти стереотипов – «это у них, там». Но не все так плохо – у нас, прямо под боком растет стартап, для которого промышленный интернет вещей (IIoT) не просто академическая, а самая что ни на есть предметная тема.
- Насколько я знаю, одна из «страшилок» промышленного интернета вещей – кибербезопасность. Как с этим обстоят дела в Faceplate?
- Мы поддерживаем все соответствующие технологии: от SSL (криптографического протокола, который подразумевает более безопасную связь) до авторизации устройств в сети. На сегодня уровень безопасности в наших системах оценивается как достаточный. При этом реализация сервиса возможна как в облаке, так и на инфраструктуре заказчика.