Почему проекты в блокчейне жизнеспособнее, чем в криптосфере?

Основатель IT-компании Gexabyte Артур Сундетов о том, почему работает с иностранными заказчиками блокчейн-платформ и о заработках в этой сфере

Share
Share
Share
Tweet
Share

Владельцы отличных блокчейн-проектов не всегда могут правильно выстроить бизнес-процессы, и это мешает им добиться успеха и получить прибыль. Uber и Facebook технически абсолютно несложные проекты, а просто хорошо организованные и тщательно продуманные с точки зрения маркетинга, считает основатель IT-компании Gexabyte Артур Сундетов. Казахстанские IT-специалисты могут создавать такие же платформы, даже лучше, но за меньшие деньги и они уже это делают. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» он рассказал, почему проекты в блокчейне более жизнеспособные, чем в криптосфере, сколько зарабатывают разработчики и какая зарплата у него самого.

- Артур, ваша компания занимается разработками в сфере блокчейна. Сколько в вашем портфеле криптопроектов?

- В основном мы сотрудничаем с европейскими компаниями, есть заказчики из России, теперь начали работать с клиентами в Казахстане. Делали много ICO, но немногие из этих проектов выжили.

- И почему же?

- Потому что те, которые запускали криптопроекты, были физическими лицами, либо мелкими компаниями, либо крупными компаниями, которые не специализировались на блокчейне. Например, мы сотрудничали с финансовой компанией из Москвы, которая заказала нам криптоплатформу, мы ее создали, клиент запустил проект и нанял хорошего маркетолога для продвижения. Но, к сожалению, он не был криптомаркетологом. Дело в том, что продвигать криптопроекты совсем не то, что продвижение обычных проектов. А вот с блокчейном у нас ситуация обстоит иначе. Делали для Москвы и Европы блокчейн-проекты, но заказчики уже имели опыт в этой сфере. Они просили разработать минимальный жизнеспособный продукт, знали, что там должно быть, у них была готовая стратегия развития.  

-Сколько у вас было проектов по созданию криптоплатформ?

- Около 20 и из них сейчас работают два. Один из них в Казахстане, другой в Швейцарии.

- Из того пула клиентов, с которыми вы работали, какова доля местных компаний и сколько было иностранных заказчиков?

- Если говорить о блокчейне, то 90% это клиенты из-за рубежа.

- С чем это связано?

- В Европе много крупных IT-компаний, которые знают, чего хотят в долгосрочной перспективе. Мало того, что в Казахстане эта технология не очень популярна, так еще у нас работают в основном мелкие компании и у них недостаточно денег для развития за счет блокчейна. Самая крупная IT-компания у нас Kolesa Group и у нее совсем не блокчейн-бизнес. Вот поэтому у нас больше заказов из Москвы и Восточной Европы – Латвия, Эстония, Швейцария, Великобритания, есть два проекта в Силиконовой долине в Сан-Франциско.

- Как думаете, по каким критериям заказчики выбирают казахстанскую компанию?

- Потому что разработка платформ в Казахстане стоит намного дешевле, чем в этих странах. В Силиконовой долине косты намного выше, а качество готового продукта у нас не хуже. Кроме того, они же заключают договор не вслепую. Сначала они дают заказ на разработку пилотного проекта, чтобы посмотреть, как ты справился, и только потом развивается настоящее партнерство. В Казахстане, Украине, Беларуси многие IT-компании работают на аутсорсе.

- Кстати, украинцы и белорусы хорошие IT-специалисты, как вам удалось отвоевать у них клиентов?

- То, что они гораздо профессиональнее, чем казахстанские разработчики, на самом деле заблуждение. У нас есть общий проект с украинскими специалистами, поэтому я могу оценить их скилы, у этих ребят такой же опыт как у нас. Просто численность разработчиков в Казахстане ниже, чем в этих странах, и IT-сфера в Казахстане менее развита.

- Вы сказали, что у вас есть блокчейн-проекты, которые работают, какие, например?

- Prometheus. Это платформа для покупки и продажи персональных данных. В Европе и США это очень распространено. Например, у вас есть хобби и вы готовы данные о нем продать, либо же о своих вкусах и предпочтениях в еде, одежде. Есть официальные площадки, которые готовы их купить, чтобы потом продать производителям разных товаров или услуг. Например, компаниям Coca-Cola, Pepsi. Им ваши данные помогают анализировать перспективность рынка и выстроить свои стратегии на нем. Так мы делали для компании из Москвы  блокчейн-платформу, где под залог интеллектуальной собственности можно получить займы. Например,  у Тимати есть лейбл Black Star, и он может его ставить в качестве залога, чтобы получить $5 млн под определенный процент.

- Сколько стоит разработать блокчейн-платформу в Казахстане и в той же России, Европе?

 - У нас ценник может быть от $50-100 тыс. В Москве в два раза дороже, в Беларуси в два раза дороже, чем в Москве, потому что их специалисты себя уже зарекомендовали. В Минске раньше других городов открыли технопарк, аналог которого наш Astana Hub. Там предоставляли льготы IT-специалистам,  Беларусь содержит много разработчиков. Соответственно, когда такие развитые компании работают рядом с Европой, они могут получать из нее больше заказов и бурно развиваются, что в свою очередь влияет на стоимость их услуг. Выбирая между именитой крупной белорусской компанией с дорогими услугами и казахстанской, которая пусть даже дешевле работает, заказчик остановит свой выбор на первой. Она понятнее, дольше присутствует на рынке и уже продемонстрировала качество работы.  

- Вы сказали, что услуги у белорусов дороже. А сколько это в абсолютных цифрах?

- Давайте будем говорить не о фрилансерах, а про крупные компании. Например, в нашей компании специалисты зарабатывают $3-5 тыс., на нашем рынке где-то $2,2-2,6 тыс. в месяц. В Москве разработчики получают, как в нашей компании, в Беларуси намного больше. Там $5 тыс. блокчейн-специалиста не удивишь.

- Тогда сколько же зарабатываете лично вы?

- Я являюсь основателем и техническим директором Gexabyte, помимо дивидендов от компании, получаю оклад в размере 1,3 млн тенге. Примерно столько же, сколько некоторые блокчейн-разработчики (улыбается).

- Есть мнение, что участники рынка, которым повезло заработать на криптовалюте до конца 2017 года, вряд ли могут относиться к экспертам, потому что большинству из них просто повезло. Вы как думаете?

- Полностью согласен.

- Тогда их заявлениям не стоит сильно доверять?

- Если они говорят о том, как заработать на крипторынке, учат, как правильно трейдить, то действительно нужно осторожно относиться к их рекомендациям. Вообще, хороших специалистов в любой сфере мало. Просто в блокчейне это сильнее заметно, потому что рынок совсем молодой.

- Действительно ли при выборе криптовалюты инвестируют не просто в токены, а в бизнес-проект?

- Скорее да, чем нет. Хотя есть примеры, когда проект живет своей жизнью, а токен своей. Но вообще хороших проектов в мире мало.

- Хороший, по вашему мнению, это какой?

- Когда над ним трудится хорошая команда, у которой есть опыт работы с блокчейн-проектами, есть эффективная стратегия, связи, достаточно денег.

- Как, находясь в Казахстане, я могу оценить, насколько хорошая команда у Виталика Бутерина, чтобы решить буду я его монеты покупать или нет?

- Можете обратиться к данным веб-сервиса для хостинга IT-проектов – GitHub, там имеется информация о том, над какими проектами они работали. Помимо этого, советуем провести подробную аналитику работы проекта в целом.

- Кто больше всех заработал на криптотехнологиях: криптобиржи, создатели валют, поставщики оборудования для майнинговых ферм?

- Те, кто запустил криптопроекты в 2017 году. Можно добавить сюда разработчиков платформ.

- Мошенников больше на традиционных финансовых рынках или в криптовалютной отрасли?

- По количеству больше на более развитых рынках, потому что там больше пользователей. Но по объему украденных денег больше на крипторынке, потому что здесь степень защиты активов низкая.

- А вы лично инвестируете в криптовалюту?

- Нет, я не вкладываю в нее деньги.

- Не верите в то, к чему имеете опосредованное отношение?

-  Я не верю в те криптовалюты, которые сейчас есть на рынке. У них очень много недостатков: с масштабированием, скоростью транзакций, способами покупки, но я верю в технологию блокчейн, в то, что она будет развиваться, что через 5-10 лет у всех будет криптовалюта. Однако будут ли это те криптовалюты, которые есть сейчас, большой вопрос.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

2592
Казахстанские разработчики впервые внедряют смарт-контракты на базе блокчейн в сфере наружной рекламы

Компания Citix, известная как автор нескольких инновационных разработок в области Smart City, представила свою новую технологию для автоматизации и удобного запуска рекламной кампании

Новости партнеров: