Значительные изменения в функции денег происходят нечасто. Последний раз это случилось в XIX веке, когда получили распространение бумажные ассигнации и безналичные переводы. В наши дни драйвер перемен – развитие технологий. Сегодня именно они определяют и новые возможности денег, и даже их новый формат.
К революции в области денежного обращения привело появление токенов (нового формата существования активов, товаров и прав) и блокчейн – технологии, которая призвана администрировать токены. Это способствовало распространению новых, так называемых «частных денег» и криптоактивов. Повышенное внимание к ним и относительная доступность привели к настоящему ажиотажу. В какой-то мере они стимулировали и внимание центральных банков к новым валютам и обозначили тренд к выпуску токенизированных денег, так называемых CBDC (Central Bank Digital Currency).
Сегодня у центральных банков есть историческая возможность определить новые стандарты для цифровых валют и даже сформировать новую финансовую архитектуру.
Блокчейн и государства
В прошлом году регуляторы целого ряда стран и компании, активно развивающие цифровую финансовую архитектуру, совершили несколько важнейших шагов для развития CBDC. Влияние блокчейна на повышение безопасности трансграничных платежей доказали в ходе совместного проекта Stella Банк Японии и Европейский Центральный Банк. Ту же проблематику и с теми же результатами исследовали Банк Канады и Монетарное управление Сингапура. Действия, направленные на расширение роли цифровых валют в своих странах, предприняли Банк Норвегии и шведский парламент, приняли решение о работе с цифровыми активами Швейцарская и Австралийская фондовые биржи, внедрены расчеты по ценным бумагам на основе блокчейн в Бундесбанке Германии. Центральный банк Швеции вместе с Accenture начал тестирование «электронной кроны»: его цель пока – разработать удобную цифровую валюту для пользователей и дать возможность самому регулятору ознакомиться с возможностями и рисками киберденег.
Необходимость обратить пристальное внимание на цифровые валюты диктуется очевидными проблемами, с которыми все чаще сталкивается традиционная финансовая система. Ее постоянно лихорадит от финансовых кризисов, дефицита ликвидности, волатильности обменных курсов. Высокие транзакционные издержки при трансграничных платежах, задержки в расчетах по ценным бумагам и постоянные нарушения в области безопасности тоже не добавляют удобства. При этом финансовые кризисы влекут за собой колоссальные экономические и социальные издержки. Появление «слишком больших, чтобы обанкротиться» компаний стало фундаментальной международной проблемой.
Преодолеть эти риски может распространение CBDC – токенизированной формы денег центрального банка. Их использование позволит осуществлять обмен на основе токенов. При этом технологии смогут обеспечить и прозрачность, и безопасность таких платежей. По сути, CBDC – новый формат денег, полностью совместимый с такими традиционными форматами, как резервы и банкноты. Естественно, CBDC точно так же, как и традиционные форматы, поддается регулированию в рамках проводимой центральным банком денежно-кредитной политики.
Почему эффективны токены?
Токены – цифровая форма представления актива (права или денег), которая обладает свойствами, способными подтвердить права на него и обеспечить его передачу. По сути, в процессе токенизации актив (товар, деньги, имущественные права) записывается в учетную книгу, но, в отличие от традиционной записи – в виде отдельных блоков, собранных в цепочку. Отсюда и значение термина «блокчейн» (в буквальном переводе – цепочка блоков).
В конкретном примере продажа акций с использованием технологий блокчейн представляет собой переписывание прав на цепочку при помощи простого обмена токена акции на токен валюты. Именно так происходит торговля акциями и в традиционной форме.
Но возможности блокчейн шире. Дело в том, что токенизация позволяет записывать права не только на актив целиком (всю цепочку), а на каждый отдельный блок, который в него входит. Таким образом, становятся доступными продажа или покупка части актива, которая до сих пор оставалась неделимой. На практике это повышает ликвидность активов, которые раньше просто невозможно было продать из-за их неделимости.
Такая децентрализация может дать финансовой сфере и экономике в целом существенные преимущества. Это и устойчивость, и эффективность, которые могут быть достигнуты за счет сокращения числа проблемных активов.
Прозрачность и безопасность операций
Несмотря на свою гибкость, технологии блокчейн значительно повышают безопасность доступа к информации о праве собственности на активы. Казалось бы: изменение прав не только на цепочки в целом, но и на отдельные блоки может привести к бесконтрольному делению активов и станет питательной средой для развития киберпреступлений. Но блокчейн имеет отличный инструмент для обеспечения информации. Эта технология облегчает согласование данных, проверяет «законность» каждого блока, входящего в цепочку, позволяет получить релевантные данные о платежах, совершенных в цепочке. Таким образом достигается и прозрачность, к которой стремятся регулирующие органы любой страны.
Единственное, что требуется от центральных банков для поддержания безопасности и открытости финансовых операций с использованием блокчейн – технологическая нейтральность. Они не должны отдавать предпочтения ни одной из блокчейн-платформ и ни одному формату платежей.
Роль центральных банков в расширении блокчейн весьма важна. Применение этих технологий ограничивается широтой распространения токенизации. А она, в свою очередь, во многом определяется регуляторами разных стран. И выпуск CBDC может стать решающим фактором для того, чтобы сделать токенизацию массовой. Начав выпуск собственных цифровых валют, центральные банки будут способствовать и достижению других целей: сокращению неоправданных спекуляций на фондовых рынках, снижению рисков участников рынков при взаимоотношении с контрагентами, существенному уменьшению доли плохих кредитных активов.
Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане