USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Главный технический директор «Кселл» - о потенциале сети крупнейшего мобильного оператора страны

Аскар Есеркегенов рассказал о главных приоритетах компании «Кселл» по развитию сети

Share
Share
Share
Tweet
Share
Главный технический директор «Кселл» - о потенциале сети крупнейшего мобильного оператора страны- Kapital.kz

Аскар Алибекович Есеркегенов недавно был назначен главным техническим директором АО «Кселл» и уже оценил телекоммуникационный потенциал и кадровый ресурс компании. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz эксперт в области телекоммуникаций рассказал, в каком направлении будет двигаться служба технического развития сети мобильного оператора и какого эффекта от синергии двух гигантов стоит ждать абонентам.

- Аскар Алибекович, вы пришли из высшего руководства технической службы АО «Казахтелеком». Что из этого опыта вы собираетесь применить в «Кселл»?

- Прежде всего хочу отметить, что у «Кселл» очень высокий потенциал как с точки зрения развития сети, так и с точки зрения процессов. Если говорить о процессах, то я вижу, что есть необходимость в их более глубокой и эффективной автоматизации. Например, возникла проблема на каком-то оборудовании сети. Автоматические настройки позволяют ему прислать инженерам так называемый ивент, который затем классифицируется как авария или какая-то другая проблема. Если это авария, то создается «проблемный билет», который поступает в центр управления сетью для оперативного подключения необходимых ресурсов. Такая система у «Кселл» есть, но я уже вижу, что ее можно сделать более эффективной, сократив время на категоризацию и снизив время на реагирование до минимума. Следующий шаг - создать единую систему, которая позволяет видеть полностью все аварии в сети, на всю группу компаний, которую объединяет «Казахтелеком». И здесь у «Казахтелекома» обширный опыт как по разработке такой системы, так и по ее внедрению.

Запуск такой системы положительно отразится прежде всего на уровне удовлетворенности абонентов «Кселл». Потому что чем быстрее мы отреагируем, тем оперативнее устраним проблему, и наши абоненты будут меньше времени испытывать неудобства из-за проблем в сети.

Компания «Кселл» уже использует проактивный подход к поддержанию высокой доступности своей сети для абонентов. Если мы видим, что какой-то ресурс близок к критическому, то, не дожидаясь аварии, проводим работы на данном участке. Но на данный момент именно в «Казахтелекоме» этот процесс реализован на уровне одной из лучших практик в Казахстане. И я считаю, что все лучшее, что есть у основного акционера, необходимо применять и в «Кселл».

- Как вы оцениваете сеть и IT-мощности «Кселл», которыми теперь управляете?

- Сеть любого телекоммуникационного оператора постоянно требует развития. Главный приоритет - это, конечно, развитие покрытия сети 4G - здесь нам есть куда расти. Что касается IT-мощностей компании, то мы будет много и активно работать над переводом ресурсов на виртуальную платформу. И это не просто следование общемировому тренду. Такое решение позволяет, с одной стороны, снизить затраты, как и капитальные, так и операционные, а с другой стороны - очень гибко управлять IT-ресурсами.

- «Кселл» начал развивать сеть 4G намного позже, чем Altel. Насколько компания продвинулась в развертывании этой сети? Над чем предстоит работать в этом году?

- Сеть 4G сейчас становится одним из основных бизнесов у всех сотовых операторов. «Кселл» начал разворачивать покрытие сети четвертого поколения только 3 года назад. Работа проделана очень большая: за рекордно короткий срок компания достигла покрытия 62% населения Казахстана. Но чтобы абоненты были очень довольны качеством 4G-интернета, этого недостаточно. И в 2019 году нам предстоит очень активно поработать в этом направлении.

Конечно, многое зависит от проникновения смартфонов с поддержкой данной технологии. Мы видим, что их количество стремительно растет: в сети «Кселл» по итогам 2018 года этот уровень составил уже 50 процентов. Смартфоны с поддержкой 4G становятся все более и более доступными по бюджету. «Кселл» тоже активно развивает это направление, продавая смартфоны по контракту с включенным пакетом услуг связи. Мы видим растущий тренд и в соответствии с ним будем развивать 4G.

- Объемы потребления интернета увеличиваются во всем мире, в том числе и в Казахстане. Какие главные задачи стоят перед «Кселл», чтобы удовлетворить растущие запросы абонентов?

- Рост трафика ежегодно опережает прогнозы и запланированное под них расширение емкости сети. «Кселл» будет использовать огромные возможности «Казахтелекома», чтобы предоставить нашим очень требовательным клиентам необходимое качество интернета и развивать покрытие 4G. Также необходим запуск гибких тарифных планов, учитывающих индивидуальные запросы абонентов. Это позволит «Кселл» значительно улучшить качество в широкополосном мобильном доступе как через расширение присутствия, так и в тех точках покрытия сети, где компания уже предоставляет мобильный интернет.

- Какого эффекта от синергии «Кселл» и «Казахтелеком» стоит ждать абонентам в техническом плане?

- Объединение сетей двух передовых гигантов телекоммуникационного рынка Казахстана, безусловно, положительно отразится на абонентах. Прежде всего это повлияет на услуги доступа в интернет, которые должны стать еще более качественными. Сейчас у «Казахтелекома» наиболее широкие каналы и скорость выхода на внешний канал - более 1 террабита, и эта компания является лидером по магистральному интернету. Благодаря синергии «Кселл» сможет получить больше емкости, а это, в свою очередь, повлияет на скорость для конечного потребителя, которая будет намного выше, чем сейчас.

Положительный эффект синергии также планируется путем перехода с радиорелейных линий на оптические каналы АО «Казахтелеком» как на магистральном, так и на городском уровне.

Если говорить об аналитике по запросам абонентов «Кселл», то им нужна еще более высокая скорость. Спрос на передачу данных намного опережает темпы, которыми наша сеть развивается последние годы. При этом основной трафик наши абоненты тратят на онлайн-просмотры. И за постоянный доступ потребители готовы платить, конечно, в разумных пределах. Кстати, Казахстан находится на третьем месте в мире по ценовой доступности мобильного интернета, уступая лишь Индии и Кыргызстану. Для иллюстрации - средняя стоимость 1 Мб в нашей сети по итогам 2018 года составила всего 0,16 тенге. Таких расценок на услуги мобильного интернета нет ни в США, ни в Европейском союзе, ни даже в России.

c227f5f3665099806b4195aea63.JPG- Компания «Кселл» недавно сообщила о прекращении договора с ТОО «Кар-Тел» о совместном использовании сетей в Казахстане. Каких изменений стоит ждать абонентам в связи с прекращением этого сотрудничества?

- Прежде всего стоит отметить, что сотрудничество с ТОО «Кар-Тел» по данному договору позволило «Кселл» выполнить очень важную бизнес-задачу: развернуть в кратчайшие сроки сеть 4G/LTE в масштабе страны и обеспечить абонентов компании всеми преимуществами высокоскоростного интернета. Сейчас, когда мы стали частью группы АО «Казахтелеком», перед нами открыты новые возможности благодаря доступу к инфраструктуре крупнейшего телекоммуникационного оператора страны и к огромному опыту нашего основного акционера. Безусловно, мы будем максимально использовать эффект синергии, который может дать присутствие в группе. Нас ждет очень большая работа, результаты которой наши абоненты смогут ощутить в виде более высокой скорости, повышения качества услуг и запуска новых тарифных планов.

- Давайте поговорим с вами о кадровом потенциале инженеров «Кселл». Как вы в целом оцениваете их уровень? Какими профессиональными навыками должны обладать технические специалисты, чтобы успешно работать в крупной телекомкомпании?

- В «Кселл» очень много талантливых специалистов, кадровый потенциал в «Кселл» высокий: здесь есть и знание специфики мобильного бизнеса, и ключевых глобальных трендов развития нашей индустрии.

Но любому инженеру нужно расти. И не только в том, что называется hard skills - собственно профессиональные знания и навыки, но и в soft skills - в умении эффективно взаимодействовать с коллегами, чтобы быстрее решать поставленные задачи. Важно отметить развитие эмоционального интеллекта, так как сотрудник должен быть готов к различным стрессовым ситуациям и гибкому взаимодействию внутри компании. Отдельное внимание в «Кселл» уделяется искусству правильно донести полученные знания: в компании очень развиты компетенции внутреннего обучения.

- В мире уже состоялись десятки коммерческих релизов сетей 5G? Какой вы видите сеть пятого поколения в Казахстане и когда она может появиться?

- Сети 5G начнут работать в Казахстане до конца 2021 года. Это направление интересно развивать всем операторам. Понятно, что для запуска сетей пятого поколения государству необходимо решить вопрос с выделением дополнительных частот. Если говорить о перспективах 5G, то постепенно эта сеть вытеснит предыдущие технологии. По аналогии, как это происходит сейчас с сетью 2G в некоторых странах Европейского союза, в которых операторы просто закрывают к ней доступ, потому что она больше неэффективна для удовлетворения нужд потребителей.

5G призвана обеспечить гибкую платформу, позволяющую создавать совершенно новые и уникальные бизнес-кейсы и модели, объединяющие различные вертикальные области, такие как электронное здравоохранение, роботизированное производство, энергетика, развлекательные сервисы, автомобилестроение, агропромышленное производство и многие другие отрасли, Преимущество 5G состоит в том, что эта сеть является дальнейшим релизом технологий LTE 4G. Когда запускалась сеть 4G, то она в корне - по архитектуре, по технологии - отличалась от 3G. Для ее запуска потребовалось развертывание совершенно новой сети - с новыми базовыми станциями и другими ключевыми элементами. Сеть 5G позволит операторам сделать плавный переход без необходимости в полной, кардинальной замене оборудования.

При этом у технологии 5G есть огромное преимущество над 4G. Пятое поколение позволяет создавать отдельный «слой» для каждой услуги. Сеть имеет несколько «слоев», и в каждом из них можно прописать отдельные услуги так, чтобы они не пересекались и не забирали на себя сетевой ресурс. Соответственно, повысится качество предоставляемых услуг. К примеру, для UHD Video необходима пропускная способность канала 30-40 Мбит/с для просмотра с разрешением 4К с задержкой не более 20 миллисекунд, тогда как для приложений виртуальной реальности желателен канал с пропускной способностью от 50 Мбит/c до 1 Гбит/c с более низкой задержкой до 10 миллисекунд. Для отрасли интернета вещей нужны низкая задержка сигнала до 2 миллисекунд и низкая пропускная способность радиоканала, так как в основе передача коротких и небольших пакетов данных. В 5G будет возможность каждую из таких услуг зафиксировать за их собственным «слоем» в соответствии с их специфическими требованиями, выдерживая и обеспечивая все показатели по качеству. 5G позволит организовывать виртуальные конференции или встречи за десятки и сотни километров с полным эффектом физического присутствия. Получат новый импульс развития полностью автоматизированные фабрики, и такие кейсы в мире уже имеются.

Мы в «Кселл» будем активно работать и над подготовкой к запуску сети 5G в 2021 году, и над дальнейшим развитием сети четвертого поколения. Синергия с «Казахтелекомом» предоставит большую пропускную способность нашей транспортной сети. В результате абоненты нашей компании получат продукты совершенно нового уровня и более высокий уровень услуг с точки зрения их качества и с точки зрения доступности сети.

*Биографическая справка: Аскар Алибекович Есеркегенов с сентября 2013 года и до назначения в АО «Кселл» исполнял обязанности управляющего директора АО «Казахтелеком», генерального директора главного центра управления сетями телекоммуникаций АО «Казахтелеком». В разное время занимал ряд руководящих постов коммерческих и технических напралений в АО «Казахтелеком». Выпускник Московского электротехнического института связи.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.