Развитие технологии блокчейн с учетом опыта передовых стран мира становится важной темой для Казахстана. Тем более что страна может предложить недорогую электроэнергию для работы дата-центров.В целях развития системы блокчейн недавно в Казахстане была создана Национальная Ассоциация Развития Блокчейн и Криптотехнологий Республики Казахстан (НАРБК РК). В интервью «Капитал.kz» президент ассоциации Алан Дорджиев рассказал о перспективах республики стать передовым государством в области блокчейна и криптовалют.
Применим ли шведский опыт успеха для Казахстана?
— Недавно казахстанские специалисты посетили Швецию с целью изучить местную систему развития технологии блокчейн. Насколько реально применить шведский опыт в Казахстане?
— Очевидно, что неотъемлемой частью современных цифровых экономик станет индустрия дата-центров. Ключевой тенденцией, объясняющей данный прогноз, является колоссальный рост объема данных и, соответственно, востребованность в их хранении и обработке. Мировой объем хранимых данных к 2025 году увеличится в 10 раз, тогда как 80% данных не сортированы и не обработаны. Для обработки и анализа данных требуются огромные вычислительные мощности и развитая технологическая инфраструктура, а именно индустрия дата-центров и благоприятные условия энергетического сектора.
У Казахстана в этом плане огромный потенциал, и в наших планах его развить. Шведский опыт еще раз доказывает то, что при определенных усилиях всех заинтересованных сторон страна может стать лидером в области больших вычислений.
Северные регионы Швеции после упадка в начале 2000-х из-за сокращения армейских частей и производства нашли драйвер дальнейшего экономического роста. Им и оказалось строительство дата-центров, и якорным инвестором стал Facebook. Компания выбрала местный город Лулео в качестве хаба для своих дата-центров в Европе благодаря чистой и недорогой энергии, комфортным условиям со стороны муниципалитета и компетентных местных кадров. Это дало 1,5%-ный прирост ВРП, 4500 новых рабочих мест, десятитысячный прирост населения и инвестиции в недвижимость. За счет инвестиций Facebook многие другие компании проявили интерес к региону и сформировали свои проекты в дата-центрах.
Подобные дата-центры потребляют большое количество энергии, и, соответственно, себестоимость современных вычислений на 40−50% зависит от расходов на электроэнергию и систему охлаждения. Именно этим и стала привлекательна Швеция для международных клиентов. Ввиду огромного спроса дата-центр быстро обрастает различными клиентами — от крупных IT-гигантов до международных майнинговых ферм. На встрече в Boden Business Park резиденты дата-центров северного региона Швеции Боден высказали заинтересованность в работе на территории нашей страны.
— Может ли Казахстан войти в число стран, где международные компании будут стремиться размещать центры обработки данных?
— У Казахстана есть реальные шансы войти в число передовых стран по размещению центров обработки данных. Этот интерес обусловлен тем, что Казахстан имеет одну из самых недорогих цен на электроэнергию в мире, недорогие трудовые ресурсы, обладает достаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой, что дает возможность строить дата-центры вблизи источников электроэнергии, позволяя далее снижать себестоимость вычислений.
Но самым главным условием обоюдного интереса со стороны международных компаний и Казахстана является профицит электроэнергии: в стране около 2000 МВт при стоимости электроэнергии в 2−3 дешевле, чем в Швеции, а также масштабный курс на цифровизацию и активная поддержка государства.
Поэтому если в Казахстане на законодательном уровне будут созданы благоприятные условия, то в скором времени страна сможет полноценно экспортировать обработанные данные и реализовывать свой энергетический потенциал в новых индустриях вместо экспорта природных ресурсов. К тому же для достижения этих целей не нужны бюджетные деньги.
«Запретив работу с криптовалютой, мы ограничиваем работу с технологией блокчейн»
— В целом каково ваше отношение к законодательному регулированию технологии блокчейн и вообще криптовалют. Нацбанк никак не может определиться, то называя криптовалюты технологией будущего, то предостерегая всех от увлечения ими. Как вы считаете, нужны ли законодательные механизмы для регулирования этого рынка?
— Мне бы хотелось сразу сделать небольшое отступление и внести ясность в то, что само по себе понятие «блокчейн» является некой концепцией или технологией, на основе которой уже создаются конкретные, осязаемые продукты. И вот одним из таких продуктов, построенных на базе технологии блокчейн, и является криптовалюта.
В свою очередь Нацбанк, являясь финансовым регулятором страны, изучает данный вопрос в рамках своей узкой компетенции. То есть вопрос криптовалют волнует Нацбанк, так как это напрямую связано с валютным регулированием. И позиция регулятора в этом вопросе достаточно проста: он пытается защитить интересы простых граждан.
Но, делая это, Нацбанк вдруг занял очень неконструктивную позицию, не учитывая сложного комплекса возникающих подспудно вопросов. Запретив работу с криптовалютой, мы создаем ограничения на работу с технологией блокчейн в целом: шифрованием, майнингом и другими вытекающими активностями.
Это влечет за собой серьезные долгосрочные последствия того, что страна может попросту отстать в технологическом плане и потерять значительную долю прибыли. В частности, такого рода решения перекроют доступ к иностранным инвестициям.
Если говорить о привлечении иностранных инвесторов, то сейчас вопросом регулирования криптовалют очень активно занимается Комитет Международного финансового центра Астана (МФЦА) по регулированию финансовых услуг (Astana International Financial Authority, AFSA) в рамках юрисдикции МФЦА. Были предложены поправки к нормативно-правовым актам центра, в июне 2018 года завершился процесс публичного обсуждения.
Так вот, авторы данного документа, как и мы, убеждены в том, что запрет виртуальных валют может иметь негативное воздействие на уровень региональной и глобальной безопасности, в частности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОДФТ). Поскольку может загнать виртуальные валюты в теневую экономику, где они продолжат функционировать без надлежащего надзора со стороны обеспечивающих ПОДФТ органов. Но это опять же если говорить исключительно о криптовалютах, на которых история с блокчейном не заканчивается.
Если говорить в общем, законодательные механизмы для регулирования всех аспектов блокчейна, безусловно, нужны. В первую очередь это нужно для того, чтобы абсолютно у всех было оформленное понимание, что же такое блокчейн. Потому что невозможно регулировать что-то неосязаемое. Мы как раз сейчас работаем со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с государственными органами, для разработки и внедрения регуляторики на госуровне.
«Блокчейн может совершить «революцию доверия»
— Востребована ли технология блокчейн в сфере оказания государственных услуг?
— Безусловно. Блокчейн может совершить «революцию доверия» в сфере взаимодействия государства и граждан, снизив издержки между обычными людьми и организациями. По моему мнению, технология даст возможность органам доверять друг другу.
Существует определенная разрозненность в работе госорганов, и основной причиной этому является ведение разных баз данных, отсутствие точек соприкосновения.
А блокчейн мог бы объединить базы в такой реестр, который вызывал бы доверие у всех участвующих государственных структур.
Кроме того, блокчейн может повысить транспарентность и эффективность госорганов в целом. Значительный потенциал имеет применение распределенного реестра хранения данных для систем госзакупок и судебного делопроизводства.
В Казахстане уже сегодня возможность применения блокчейна обширна. Страна давно готова к внедрению цифровых технологий не только в сфере оказания госуслуг, но и в финансовом секторе, образовании, электронной торговле.
— Каков ваш прогноз по развитию блокчейна в Казахстане? Когда можно ждать массового интереса к технологии в республике?
— Если многие государства, такие как Китай, США и Европа, серьезно работают в направлении блокчейна и его адаптации к своей экономике и предоставлению госуслуг, и даже написаны целые госпрограммы и стратегические документы, то спорить о том, насколько эта технология для нас важна, смысла нет.
Почему? Потому что все продвинутые государства двигаются в этом направлении, и они четко для себя поняли, что технология может изменить общий уклад их экономики, сделать ее прозрачной. По сути, это эволюционный скачок вперед.
Говоря о Казахстане, автоматизация труда, роботизация, искусственный интеллект, обмен большими данными, 3D-печать и виртуальная реальность — эти инновационные технологии не только создают новые сферы бизнеса, но и дают импульс традиционным отраслям экономики, таким как агросектор, промышленность, логистика и строительство. Одним словом, блокчейн-технологии — это возможности для нашего молодого государства.