Жителям столицы предложили пиццу за криптовалюту. Это первый для казахстанского фастфуд-рынка опыт продаж посредством электронной наличности. Новомодный, или, как сегодня еще говорят, «хайповый» тренд внедрил в свой бизнес директор «Nexxiopizza Астана» Арслан Айнакулов. В разговоре с «Капитал.kz» молодой предприниматель назвал главные причины, побудившие его начать общаться с клиентами через блокчейн-технологии, и наглядно показал, как приобрести «маргариту» или «пепперони» за цифровые деньги.
— Арслан, признаюсь, Nexxiopizza удивляет своей реакцией на современные бизнес-возможности. Тем более что на рынке вы сравнительно недавно.
— Да, в Астане мы открылись 8 месяцев назад. Но самому бренду уже 15 лет. Его родина — Уральск. Работаем мы по франшизе.
— Чем же вас привлекла уральская пицца?
— Мы изначально понимали, что хотим развиваться именно на этом рынке. Почему франшиза? Потому что, будучи новичками вообще в бизнесе, нам необходимо было обучение. Искали разные варианты франшиз, но остановили свой выбор на Nexxiopizza — здесь хорошая рецептура, они — бесспорные лидеры в своем регионе. Поверите, до сих пор многие наши клиенты, которые родились и выросли в Уральске, ассоциируют нашу пиццу со вкусом детства.
- На каких условиях вы договорились с франчайзером? Насколько эти условия щадящие для начинающих бизнесменов?
— С франчайзером нам повезло. Мы прилетели в Уральск, поговорили, нам сделали большую экскурсию по всем точкам, у них их 6 и плюс производственно-распределительный центр. В общем, уже тогда стало понятно: мы нашли то, что искали. А так как мы являемся первыми франчайзи в Казахстане для бренда Nexxiopizza, для нас предусмотрели особые условия. Мы не платили паушальный взнос, а роялти составляет всего 3% от оборота.
— То есть 3% для вас — это посильная ответственность?
— Сначала мы платили с задержкой. Сейчас же все оплачиваем вовремя, хотя имеем сегодня в Астане только одну точку. Но это плата за то, что нам дали готовую систему, готовую рецептуру. Мы на это пошли и очень довольны.
— Есть в планах расширяться? Или пока еще рано говорить о других точках пиццерии Nexxiopizza?
— Сейчас мы сконцентрированы на районе Алматы в Астане, то есть до 85% заказов доставляем жителям этого района. Мы находимся в поиске инвестиций для открытия стационарного кафе на левом берегу столицы, нас об этом просят уже сами клиенты (улыбается). Да мы и сами понимаем, что нужно расти. За 8 месяцев мы поняли, что модель работает, а значит надо расширяться, открывать кафе, куда люди могут прийти и покушать нашу пиццу.
- Какие объемы у вас сегодня?
— Объемы у нас прыгают в зависимости от того, праздничный это день, выходной или рабочий. В среднем где-то 150 пицц ежедневно отправляем. В перспективе планируем выйти на показатель 300−400 пицц в день. И мы к этому идем. Наш ежемесячный прирост по объемам — 20−30%. Наша пицца людям нравится, скажу без ложной скромности. У нас высокий уровень повторных заказов.
- А как давно начали принимать оплату в криптовалюте?
— Около двух месяцев назад. До этого, конечно, долго наблюдали, изучали этот рынок. Сам я также участвовал в операциях на бирже, какое-то время занимался трейдерством. В какой-то момент понял, что эту систему можно спроецировать на мой бизнес, принимать оплату в криптовалюте. За этим будущее. Я в этом уверен. Пройдет буквально 3−4 года и в Казахстане уже не будет ни одного человека, который ничего не будет знать о криптовалюте. Для Nexxiopizza это был больше экспериментальный ход, с другой стороны, это действительно хайп. Наша аудитория — это молодежь, которая сегодня активно изучает биржевой рынок, они, что называется, в теме. Поэтому мы и решили: раз нашим клиентам это интересно, значит нужно сделать такое предложение, продумали алгоритм и ввели в действие.
— Что это за алгоритм? Давайте по пунктам: что нужно сделать, чтобы купить пиццу Nexxiopizza за криптовалюту?
— Если говорить о биткоине, сегодня он стоит больше $7000, но людям ведь не обязательно покупать один биткоин, можно брать его деления — сатоши, что-то вроде копеек. Сколько сатошей стоит наша пицца, это определяет курс на сегодняшний момент покупки. Смотрите, это мой кошелек, блокчейн, он есть абсолютно у всех, кто занимается биткоинами. Я здесь принимаю оплату. Вот наш сайт, люди выбирают продукцию, высылают свое сообщение о том, что они хотят приобрести пиццу, например, на сумму 5 тысяч тенге. Я делаю следующее: на текущий момент 5 тысяч тенге по курсу KASE — $14,8. Ввожу эту сумму сюда, и у меня сразу определяется количество сатошей на момент текущей продажи. То есть сейчас одна пицца стоит порядка $6−7. Повторюсь, мы не можем сказать конкретно, сколько сатошей стоит пицца, рынок очень волатильный.
— Сколько уже было покупок с оплатой криптовалютой?
— За два месяца было 8 продаж. Это нормально, наша основная цель — популяризация криптовалюты. Нужно понимать, что наш клиент — это человек, у которого эта валюта есть. Другим людям это уже неудобно — переводить деньги только ради того, чтобы купить нашу пиццу. Кроме того, мы понимаем, что многие, кто заливает биткоин, у них есть цель — приумножить свои деньги, и они стараются их не тратить. Для многих это инвестиционный вклад, который они хранят для своего обогащения.
- Арслан, а вас не пугает, что криптовалюта сегодня не регулируется никаким законодательством, что на волне этого, как вы говорите, хайпа глава Нацбанка Данияр Акишев назвал затею рискованной и призвал казахстанцев думать о безопасности своих сбережений?
— Я так отвечу: на рынке развивается то, что, во-первых, удобно, во-вторых, просто. Оплата криптовалютой — это очень просто! Это несколько минут и даже секунд, при этом нет комиссии банку за перевод. Этим будут пользоваться, однозначно. Что касается использования самой криптовалюты, да, есть некоторые сложности, например, перевод денег из одной страны в другую, бесконтрольность платежей, возможно, какие-то налоговые процедуры. Но всегда можно придумать какие-то механизмы регулирования. Теперь что касается рисков. Когда меня спрашивают, нужно ли туда идти, я чаще всего говорю «нет». Потому что туда нужно заходить, хорошо понимая, что такое инвестиции, нужно быть подготовленным. Но я очень хочу, чтобы казахстанцы освоили блокчейн-технологии быстрее, чем в других странах. Потому что в противном случае мы можем отстать.
- Кстати, а как с налоговой прозрачностью при оплате криптовалютой?
— Когда мы принимаем оплату в сатошах, в систему заносим данные в той же форме, как если бы клиент обратился через call-центр или оформил заказ на сайте. Проводим абсолютно такую же процедуру, выдаем чек в тенге и на нем не прописано, что пицца куплена через биткоин. И вот за эти чеки мы уже и отчитываемся.