Весной прошлого года платформа Yandex Cloud официально появилась на рынке Казахстана. Что изменилось в условиях работы и продуктах платформы за это время? Стала ли она действительно полезной для казахстанского бизнеса? И в каком сегменте обрела особую популярность? Эти и другие вопросы мы задали главе представительства Yandex Cloud в Казахстане Малику Исламову.
- Год – это небольшой срок по меркам развития проекта, но вполне достаточный, когда речь идет о крупнейшей облачной платформе и быстроразвивающихся технологиях. Какие изменения в работе платформы вы могли бы отметить на данный момент? И в каком направлении разработчики двигаются сейчас?
- Сейчас мы делаем упор на развитие технологий. За год мы увеличили количество сервисов, которые помогают локальному бизнесу решать актуальные задачи – масштабировать и перезапускать проекты, контролировать затраты на IT, эффективно работать с массивами данных. Для компаний Казахстана наши разработчики сделали доступными уже более 50 сервисов. А заявленные ранее на рынке решения, такие как сервис синтеза и распознавания речи Yandex SpeechKit, мы совершенствуем. Так, мы адаптировали SpeechKit для работы с казахским языком, добавили функцию одновременного распознавания более 13 иностранных языков. Это упростит разработку и внедрение мультиязычных голосовых помощников, роботов для колл-центров, где есть клиенты, говорящие на разных языках.
Также мы продолжили развивать локальную команду инженеров из России и Казахстана, которые лучше понимают потребности компаний здесь. Локальное юридическое лицо ТОО «Яндекс Клауд Казахстан» позволяет нашим заказчикам в Казахстане получать и оплачивать счета в тенге, учитывая все необходимые требования местного налогового законодательства.
- В прошлом году разработчики заявляли о 40 готовых сервисах на базе платформы. Это инфраструктурные сервисы, платформы данных и разработки, экосистема бессерверных технологий, сервисы машинного обучения и искусственного интеллекта, а также маркетплейс собственных и партнерских решений. Какие разработки, продукты сейчас доступны казахстанцам? И какие из них наиболее востребованы?
- Наиболее популярны инфраструктурные сервисы, технологии управляемых баз данных, решения для бизнес-аналитики, машинное обучение в части технологий распознавания и синтеза голоса.
По данным IKS Consulting, за последние 4 года рынок облачных услуг в Казахстане вырос с 3,28 до 8,95 млрд тенге и прибавляет примерно по 40% в год. И эти цифры на самом деле не только про виртуальное «железо» для хранения данных. Локомотивом облачных технологий уже давно не являются исключительно инфраструктурные сервисы (IaaS). Да, их доля в том числе и у нас пока что является доминирующей. Однако по темпам роста явным лидером выступают платформенные сервисы (PaaS). Они показывают очень быстрый рост, в среднем опережая рост IaaS в два раза.
Облако, и IaaS, и PaaS – конструктор взаимосвязанных сервисов, из которых бизнес может выделить технологии под свой проект. Например, сайт компании X периодически испытывает высокие нагрузки в сезоны продаж. Для обеспечения отказоустойчивости нерентабельно докупать мощности или держать избыточную инфраструктуру, миграция в облако – лучший выход. Так вот для такого простого сценария могут потребоваться не только виртуальные серверы для хранения, но и сервисы для управления кластерами баз данных, мониторинг инфраструктуры, сервис для распределения нагрузки и так далее. Все это можно собрать в связке в нашем облаке.
- В каких сферах платформа особенно полезна?
- Технологии Yandex Cloud востребованы среди компаний, которым крайне важна гибкость в разработке и поддержке, скорость вывода на рынок новых сервисов – мобильных приложений, онлайн-сервисов, решений в области разработки программного обеспечения. Это бизнес, где чаще всего запускают цифровые продукты – финтех, ретейл, технологические компании. Этим сферам мы стараемся дать максимум для эффективного использования облака за счет накопленного опыта с уже реализованными проектами как на территории Казахстана, так и за его пределами.
- Есть какие-то локальные особенности? Как обстоит дело с внедрением в платформу казахского языка?
- Как и в случае с российскими компаниями, бизнес здесь все чаще начинает «перекраивать» бизнес-процессы, внедряя технологии по работе с данными, чаще используя ML-инструменты, обновляя устаревшие ERP и другие системы. Кстати, все больше становится cloud-born проектов, «рожденных в облаке».
Еще одной локальной особенностью является потребность в многоязычном синтезе и распознавании речи. В нашем случае мы видим это на заказчиках Yandex SpeechKit. Яркий пример – недавний успешный опыт внедрения голосовых бейджей для сбора аналитики по продажам, который мы реализовали совместно с нашим партнером VocaTech для «Тойота Центр Шымкент». С помощью бейджей компания анализирует работу в торговых точках, что позволяет сделать выводы для увеличения продаж и повышения лояльности клиентов. Клиенты «Тойота Центр Шымкент» разговаривают и на казахском, и на русском, поэтому с помощью SpeechKit мы «обучили» бейдж распознавать и казахскую речь в чистом виде, и микс слов из русского и казахского языков.
- Помогает ли переход в облако сэкономить? Есть ли какие-то специальные тарифы, программы?
- Облако позволяет резко снизить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой. Сюда входит и закупка аппаратного обеспечения, и поддержка инфраструктуры высококвалифицированными IT-специалистами. Для многих компаний, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, это нереализуемо.
Мы же представляем возможность высвободить эти средства из IT CAPEX и направить на развитие бизнеса в целом.
Также в Yandex Cloud в Казахстане есть грантовая программа для стартапов как на ранних стадиях развития, так и для более зрелых (уже состоявшихся). Можно получить мощности для развития своего бизнеса на сумму от 300 000 до 6 000 000 тенге на срок до 6 месяцев. Это открывает широкие перспективы для тестирования платформы и запуска проектов.
- Какие компании в Казахстане уже доверяют платформе? Как изменилось количество клиентов с момента запуска в стране? Насколько нам известно, одним из ваших клиентов является Исламский банк. Как вообще обстоит дело с доверием со стороны банковского сектора к платформе?
- Нам доверяет уже более 900 компаний в Казахстане. С начала запуска платформы мы растем, каждый раз удваивая темпы. Среди клиентов есть несколько крупных казахстанских банков, включая уже упомянутый исламский финтех-проект Tayyab.
Банковский сектор остается одним из самых консервативных. Однако участники рынка все чаще идут в облака, так как понимают приоритетность гибкости и скорость реакции IT-инфраструктуры для сохранения лидерских позиций. Облака позволяют банкам использовать технические инновации, быстро запускать новые продукты и масштабировать существующие сервисы.
- Какие разработки внедряются для обеспечения безопасности данных клиентов, в том числе финансовых? Соответствуют ли они международным стандартам?
- Облачная платформа соблюдает действующее законодательство в странах присутствия, заботясь, в том числе, о безопасности данных своих пользователей. Безопасность Yandex Cloud обеспечивается в соответствии с требованиями международных стандартов и регламентов по защите данных – ISO, PCI DSS, GDPR.
По PCI DSS у Yandex Cloud высший уровень безопасности – УЗ‑1, а в мае платформа получила подтверждение соответствия международным стандартам безопасности данных PCI PIN Security и PCI 3DS. Это позволяет клиентам Yandex Cloud из финансовой отрасли разрабатывать платежные шлюзы или системы электронных денежных переводов, а также безопасно обрабатывать и передавать PIN‑коды в облаке и управлять ими.
- В прошлом году облачный рынок в России оценивался в сумму порядка 100 млрд рублей, а рынок Казахстана — 50 млн долларов. Как эти цифры изменились за год?
- Существуют разные оценки облачного рынка. Но даже самые осторожные аналитики говорят о том, что только в Казахстане сохраняется ежегодный рост в 40%. Команда Yandex Cloud будет дальше развивать локальный облачный рынок через создание новых высокотехнологичных сервисов, повышение IT-экспертизы у клиентов и построение знания о возможностях облаков для бизнеса.