«Консультант» - инструкция к использованию финансовых инструментов и увеличению собственного капитала, которая содержит рекомендации и советы экспертов и консультантов крупнейших финансовых институтов Казахстана.
Второй выпуск рубрики о том, как заработанные 24 дня отпуска провести без проблем и не стать жертвой недобросовестной турфирмы. На сайте Казахстанской туристской ассоциации эти рекомендации озвучила директор организации Рашида Шайкенова.
1 ШАГ: ПРОВЕРКА АГЕНТСТВА В РЕЕСТРЕ
Зайдите на сайт Казахстанской туристской ассоциации www. kta.kz или www. kaztour-association.com, нажмите на кнопку РЕЕСТР, проверьте зарегистрирована ли, туристская компания, которой вы хотите доверить свой отпуск, в Едином реестре турагентов РК.
2 ШАГ: СРОК РАБОТЫ ТУРАГЕНТСТВА НА РЫНКЕ
Турфирмы, работающие пять и более лет, имеют уже достаточно богатый опыт. У таких фирм есть постоянные партнёры-туроператоры. Отношения между менеджерами турагентства и туроператора зачастую выходят за рамки только профессиональных и перерастают в личные. Турбизнес – специфическая сфера, и если фирма живёт и развивается по прошествии нескольких лет, значит, она доказала свою состоятельность и владелец (часто – он же директор) любит своё дело и предан ему.
3 ШАГ: ОПЫТ МЕНЕДЖЕРОВ
Основной капитал турфирмы – это её менеджеры. Турфирма продает услуги, клиент не может заранее «увидеть» или «пощупать» тур, поэтому вынужден доверять картинкам отелей в Интернете, отзывам других туристов и опыту турменеджера. Менеджеры серьёзных туристических агентств, по крайней мере, один-два раза в год отправляются в рекламные туры, в ходе которых посещают несколько стран, десятки отелей. За несколько лет хороший менеджер накапливает много полезной информации: ориентируется в географии стран, курортов, посоветует лучший отель, пляж, авиакомпанию, самолёт, подскажет, какие экскурсии наиболее интересные, какие достопримечательности обязательно следует посетить, а какие не стоит… Опытный менеджер – ваш надёжный гид по морям и странам.
4 ШАГ: РЕКОМЕНДАЦИИ
Многочисленные исследования показали, что в туризме нет лучшей рекламы, чем «сарафанное» радио. Главный ориентир при выборе – рекомендации друзей. Именно друзья оказывают наибольшее влияние на человека и, вправду, почему бы не внять их советам? Если вашему другу не понравился уровень обслуживания в туркомпании и, по его мнению, компетенция менеджеров оставляет желать лучшего, да и сама фирма не внушает доверия, то зачем вам повторять опыт друга? Если услугами турфирмы пользуется местная «элита» – это один из показателей статуса и серьёзности фирмы.
5 ШАГ: СТОИМОСТЬ ТУРА
Подозрение должны вызвать как завышенная стоимость, так и слишком низкая, по сравнению со средней по рынку. Завышенная стоимость может объясняться тем, что турменеджер просто накидывает лишнего на цену, предлагаемую туроператором. Это неэтично и незаконно. Ни в коем случае не доверяйте свой отдых такой фирме! Подобные способы работы всё еще встречаются, хотя редко. Заниженная стоимость – следствие того, что турфирма делает вам скидку, за счёт уменьшения своего вознаграждения, получаемого от туроператора. Так поступают многие турфирмы, скидки 3-5% в порядке вещей. Но если цена тура ниже на 15-20 %, а то и больше – опасайтесь таких предложений! Качественные услуги не могут обходиться настолько дёшево.
В заключение КТА хотела бы приободрить туристов: турфирм-однодневок, созданных профессиональными аферистами – единицы. Задержки чартерных рейсов на сутки и более не так часты. Овербукинги (когда отель переполнен и свободных номеров для вновь прибывших туристов физически нет), конечно, случаются, но по большей части лишь в пиковые даты.