Американец Фред Смит в молодости мечтал создать первую быструю службу доставки писем и посылок. Так и случилось, но ему пришлось пройти длинный и тернистый путь до того, как его детище стало глобальной компанией.
Фред родился в августе 1944 года в пригороде Мемфиса в богатой семье. Мальчику сразу поставили диагноз «болезнь Кальва – Пертиса», она сковывала движения его бедер, поэтому Фредди ходил, опираясь на костыли, большую часть своей юности. Мать с максимальной деликатностью оберегала его от чувства ущербности. Она воспитывала в нем чувство самоуважения, постоянно проводила терапию и поощряла его занятия спортом. Поэтому Фред избежал психологической травмы, а в подготовительной школе играл в футбол и баскетбол. А в Университетской школе Мемфиса он стал лучшим по всем предметам. В те годы Фред увлекался историей гражданской войны, его героями были генералы и лидеры Юга.
В 17 лет он поступил в Йельский университет, причем его особенно интересовали эффективные бизнес-стратегии успешных компаний. Анализируя подход в IBM, Фред понял, что со временем компьютерные технологии будут развиваться очень активно. Но, несмотря на прогресс, невозможно избежать поломок и замены деталей, поэтому для компании, которая использует в работе компьютеры, важно иметь на складе запчасти для них, чтобы оперативно ремонтировать устройства. Однако содержать склад — дорогое удовольствие, которое могут себе позволить только крупные корпорации. Небольшие же компании заказывали их у производителей. При этом доставка почтой занимала длительное время, в течение которого бизнес терпел убытки. Поэтому в одной из своих работ по экономике Фред высказал идею создания крупной компании, которая специализируется на быстрой доставке товаров. У нее должны были быть свои склады, фургоны и самолеты, чтобы ни от кого не зависеть. Самолеты по его стратегии должны были доставлять грузы в одну точку, после этого их сортировали и отправляли по месту назначения. Преподавателя работа Смита не впечатлила, и он поставил за нее оценку С.
В 22 года Фред окончил университет, получив диплом экономиста, но вместо того, чтобы организовать собственный бизнес, записался в морские войска США. В звании лейтенанта он окончил летную школу и отправился воевать во Вьетнам, где дослужился до капитана. В 1970 году он был уволен в запас и вернулся в США. Вернувшись в родной город, он купил компанию по продаже бывших в употреблении самолетов и запчастей к ним Arkansas Aviation и решил реализовать свою университетскую мечту. Затраты на создание будущей компании FedEx в консалтинговой компании, куда за оценкой обратился Смит, оценили в 1 млрд долларов, плюс расходы на воздушный флот в размере 150 млн долларов. Фред нашел половину необходимой суммы, остальную часть инвестировали в дело его многочисленные друзья и родственники. Началась история Federal Express, такое название он выбрал, чтобы показать масштаб компании и амбициозные планы роста. В 1971 году он официально зарегистрировал компанию, эта дата считается годом основания компании. Спустя 2 года в воздушном парке компании было 33 самолета, переоборудованных для перевозки грузов. Они были выкрашены в фирменные цвета сегодняшнего FedEx – оранжевый и фиолетовый.
Администрации Мемфиса предоставила Фреду на развитие бизнеса несколько заброшенных ангаров, где разместился первый сортировочный центр FedEx. В 1973 году из этого центра впервые за один день доставили семь посылок, которые по обещанию компании в руках клиентов были уже на следующее утро. Но уже спустя месяц ежедневно компания доставляла 190 посылок из 25 городов США.
С одной стороны, в следующие годы объем доставок рос, с другой - долги компании тоже увеличивались. Фред Смит лично задолжал более 15 млн долларов, ФБР возбудило против него уголовное дело, заподозрив основателя FedEx в подделке документов на получение крупных кредитов. Большая часть окружения покинула бизнесмена в трудную минуту. Однако те, кто остались, помогли Смиту добиться продления сроков выплаты кредитов и получить новые на поддержку FedEx.
В это же время была запущена масштабная рекламная кампания в журналах и на телеканалах. В качестве слогана выбрали «Federal Express - абсолютно новая авиалиния, предназначенная только для посылок». В следующие 4 года авиакомпания получила первую прибыль 20 тыс. долларов, а количество заказов превысило 14 тыс. посылок в день на общую сумму 60 млн долларов.
В 1976 году произошло важное событие, которое позитивно отразилось на развитии компании. В Закон об авиаперевозках внесли изменения, которые запрещали гражданским авиакомпаниям приобретать самолеты с большой грузоподъемностью. По слухам, не последнюю роль в этом решении сыграл Фред Смит, у которого со времен учебы в Йеле были связи в правительстве. По другой версии, бизнесмен связался с несколькими частными авиакомпаниями и перевозчиками, и вместе они лоббировали этот закон. Достигнув цели, FedEx за 26 млн долларов приобрела семь самолетов Boeing, что существенно расширило ее возможности. А годом позже впервые акции Federal Express начали котироваться на Нью-йоркской фондовой бирже.
В 1979 году FedEx начала доставлять письма и посылки в Канаду. Успешность компании была неизмерима с другими известными корпорациями, например с тем же Xerox. За 10 лет с момента основания она достигла оборота в 1 млрд долларов без покупки конкурирующих компаний.
В 1998 году название FedEx заменили на FDX, доходы компании за этот год составили 16 млрд долларов. Правда, в 2000 году вернулись обратно к привычному FedEx. В этом же году вся деятельность системы доставки посылок распределилась между дочерними компаниями FedEx Express, FedEx Ground, FedEx Global Logistics, FedEx Custom Critical и FedEx Services. В те дни FedEx была известна не только на территории США и Канады, но и в странах Европы, Азии. Специально внутри Европейского союза были введены единые тарифы на перевозку грузов одного и того же веса, что только усилило позиции мировой компании.
В 2000 году вышла книга «Гарри Поттер и кубок огня», которая должна была появиться в продаже в один и тот же день на всей территории США. Amazon получила заказ на 250 тысяч экземпляров этой книги и обратилась к FedEx. Представители компании в короткий срок придумали стратегию скорейшей доставки и смогли реализовать ее так, что заказавшие книгу на Amazon получили ее как раз к официальному выходу. Клиенты были в восторге от того, как сработала FedEx, и это сотрудничество не только принесло компании прибыль, но и стало для нее успешной рекламной акцией.
В 2001 году FedEx заключила договор с государственной почтовой службой США. Почте нужна была хорошо работающая компания, которая могла бы взять на себя часть ее функций и подстраховать на случай чрезвычайных ситуаций. Теперь клиенты компании Смита могли пользоваться услугами FedEx прямо в почтовых отделениях. Конкуренты понимали, что в результате FedEx для многих людей будет выглядеть как главная компания в стране. Многие стали осуждать Смита за лоббирование своих интересов.
В конце 2000-х годов компания переживала небольшой спад. FedEx пыталась, с одной стороны, приобретать компании, а с другой, экономить, и уменьшила количество самолетов, в первую очередь отказавшись от старых моделей. Кризис также негативно сказался на работниках компании: в 2008 году им снизили зарплаты, а два года спустя начались сокращения, и работу потеряли 1700 человек. Заработала кризисная группа, целью которой было не только подготовить стратегию преодоления проблем, но и предсказать дальнейшие сложности. Благодаря ей этот кризис не продлился слишком долго, и вскоре компания продолжила расширять свое влияние.
В 2012 году власти США обвинили UPS и FedEx в распространении запрещенных обезболивающих препаратов. UPS попыталась сразу решить возникшие проблемы и не доводить дело до расследования, а в итоге в 2013 году заплатила штраф в 40 млн долларов. FedEx же, наоборот, отказалась признавать себя виновной и «сдавать» правительству собственных клиентов.
А в 2019 году уже FedEx подала в суд на Министерство торговли США, а также персонально на госсекретаря США и помощника госсекретаря, рассчитывая освободить себя от необходимости отслеживать посылки на предмет возможных нарушений экспорта со стороны Huawei и других компаний. В компании посчитали, что он не только нарушает положения конституции, но и является технически невыполнимым с учетом масштабов деятельности сервиса.
Чистая прибыль FedEx Corp. в третьем квартале 2021 финансового года, завершившемся 28 февраля, выросла в 2,8 раза и составила 892 млн долларов.