Практически во всех постсоветских республиках фарфоровые статуэтки
послевоенного периода сохранились в большом количестве. Может быть, поэтому
многие относятся к ним как к чему-то очень дешевому и недостойному внимания.
Хотя если приглядеться к ним попристальнее, то можно найти весьма интересные и
дорогие экземпляры.
Выпуск фарфоровых статуэток в СССР временно прекращался в период Великой Отечественной войны. Возобновление производства началось в 50-е годы, ну а с шестидесятых их выпуск стал массовым. Многочисленные заводы выпускали фигурки рабочих, спортсменов, пионеров, а также жителей союзных республик в национальной одежде. Весьма популярна была балетная тематика, «поскольку в области балета мы были впереди планеты всей». Обитала на бабушкиных комодах и различная живность: птицы, лошади, собаки, а также герои басен Ивана Крылова или Сергея Михалкова.
По сравнению с их европейскими родственниками фарфоровые миниатюры Советского Союза могут показаться слишком простыми. Однако в их скромности есть свое очарование. Особенно ностальгически выглядит сегодня серия, условно называемая «Счастливое детство»: фигурки, отражающие повседневную жизнь советских детей.
«Если говорить о послевоенном фарфоре, то все, что делалось до 60-х годов, особенно в «сталинский период», сегодня является редкостью, - рассказывает антиквар Мина Бакарасова. - Проблема в том, что любой фарфор имеет свойство разбиваться, и даже самые дорогие его образцы, как бы за ними ни следили, не застрахованы от порчи, особенно в сейсмоопасных районах. Алматинские землетрясения переколотили фарфора не меньше, чем неразумные дети. Все, что производилось позднее, встречается намного чаще и стоит гораздо меньше, но тут многое зависит от тиража: чем он больше – тем вещь дешевле. Габариты не имеют значения, статуэтка может быть большой, как, например «Девушка, гадающая на ромашке», которая в СССР была почти в каждом втором доме, или «Рыбки» с их миллионными тиражами, хотя они очень красивы, но цена на них невелика.
Особое внимание привлекают работы, имеющие авторскую подпись, это практиковалось на ленинградском фарфоровом заводе и на некоторых других. На сегодняшний день большой популярностью пользуется серия «Народы Советского Союза» во многом потому, что качество этих фигурок было под серьезным контролем. Художники учитывали множество нюансов, а на изготовление работ ставили лучших мастеров. До этого они тщательно изучали особенности национальной одежды, антропометрию лица, чтобы жители союзных республик без труда узнавали себя в этих маленьких произведениях искусства. Очень востребована «пионерская» тематика. Ну а животные выпускались, в массе своей, очень большими тиражами, хотя некоторые экземпляры заслуживают внимания. Сейчас, конечно, кризис, и антикварные и винтажные вещи продаются гораздо хуже, чем раньше, - продолжает Мина Бакарасова. - Однако если у вас есть советский фарфор, очень рекомендую не продавать его за бесценок, а аккуратно запаковать в коробочку и отложить до лучших времен. Он обязательно будет стоить дороже».
В лихие девяностые годы прошлого века на блошиных рынках и барахолках продавалось множество вещиц из ушедшей эпохи. Чаще всего наследники доставшихся от стариков квартир по дешевке распродавали ненужные им артефакты. В массе своей за гроши, лишь бы хоть что-то заработать. Опытные антиквары Москвы и Петербурга ходили на подобные рынки как на работу и в итоге вылавливали «из моря людского» редчайшие экземпляры. Сейчас времена уже не те, большую часть того, что могли распродать, уже продали, однако найти что-нибудь стоящее, причем за разумные деньги, можно и сейчас.
Подлинным сокровищем могут оказаться представители сказочной тематики и «Цирковая серия». Нестареющая классика от «Конька-Горбунка» и русских народных преданий, а также изображения узнаваемых клоунов, жонглеров и дрессировщиков оцениваются в сотни, а то и тысячи долларов. При условии идеальной сохранности, конечно.