Американский журнал Time назвал уходящий 2020 год худшим в истории человечества. Для автомобильной индустрии он также был экстремально сложным. Из-за пандемии произошли обвал мировых авторынков, остановка автозаводов, повлекшая перебои поставок и дефицит автомобилей, отмена ряда событий мирового масштаба, таких как международные автосалоны и этапы гонок «Формулы-1». Но, тем не менее, рынки постепенно восстановились, предприятия возобновили работу, а год не обошелся без интересных событий и новинок.
СОБЫТИЯ ГОДА
Отмена года: таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС
C 4 мая на территории Евразийского экономического союза отменены таможенные пошлины на электромобили. Нулевая ставка будет действовать до 31 декабря 2021 года и применяется при импорте электромобилей любого возраста, как юридическими, так и физическими лицами.
Теперь для развития рынка электрокаров в странах ЕАЭС появился реальный стимул. Отмена пошлин уже расширила ассортимент «электричек», предлагаемых дилерами (в этом году в Казахстане дебютировали Audie-tron и Porsche Taycan), и понизила их стоимость в России.
Запуск года: завод Hyundai в Алматы
15 октября в Алматы был запущен завод Hyundai Trans Kazakhstan по сборке легковых автомобилей Hyundai, включая мелкоузловой метод CKD со сваркой и окраской кузовов.
«Успешное завершение строительства – это совместный результат сотрудничества между Правительством Казахстана, Hyundai Motor Company и «Астана Моторс». Hyundai Trans Kazakhstan – это лучший завод в Казахстане, с высокими стандартами качества и высококвалифицированным персоналом. Мы уверены, что этот завод станет производственной базой не только для казахстанского рынка, но и для других стран СНГ», – подчеркнул президент Hyundai Motor Company Ли Вон Хи.
Площадь предприятия в Индустриальной зоне Алматы – 34 тысячи кв. м. Производственная мощность на первом этапе – 30 тысяч автомобилей в год, на втором этапе – до 45 тысяч авто в год. Завод включает цеха сварки и окраски кузовов, сборки автомобилей, окраски пластиковых деталей и склад компонентов для производства методом мелкоузловой сборки. Производство оснащено новейшим южнокорейским оборудованием и соответствует требованиям экологических стандартов. Общий объем инвестиций превысил 28 млрд тенге.
«Мы создали уникальные условия для формирования профессиональных кадров, высокие стандарты качества Hyundai на новом предприятии будут обеспечивать 700 квалифицированных казахстанских специалистов, а с учетом мультипликативного эффекта – это более 1000 работников различных сфер деятельности», – прокомментировал президент компании Astana Group Нурлан Смагулов.
50% произведенных авто «Астана Моторс» будет реализовывать на рынке Казахстана и 50% – поставлять в страны СНГ. Компания уже экспортирует автомобили Hyundai в Узбекистан.
Банкрот года: SsangYong
Судьба корейского автопроизводителя SsangYong оказалась под большим вопросом: совет директоров компании подал заявление о банкротстве. Сегодня долг SsangYong перед тремя крупными банками достиг $149 млн, выплатить которые компания не в состоянии. Индийский концерн Mahindra, владеющий около 75% акций SsangYong, готов уменьшить свою долю в компании или полностью продать ее. Но покупатель до сих пор не нашелся.
С 2011 года благодаря инвестициям индусов корейский бренд полностью обновил модельный ряд и увеличил объем продаж. Однако в последние годы SsangYong показывает серьезные убытки. Сейчас это единственный корейский автопроизводитель, который демонстрирует падение продаж на внутреннем рынке: за одиннадцать месяцев этого года они сократились на 18%, до 79 400 машин. Доля марки на экспортных рынках сократилась до минимума. До начала пандемии Mahindra планировала вложить в развитие SsangYong еще около $412 млн, однако кризис заставил отказаться от этих планов.
Рекорд года: 508 км/ч на серийном авто
С этого года самым быстрым серийным автомобилем считается американский гиперкар SSC Tuatara производства компании SSC North America. Во время заездов на 11-километровом участке трассы в штате Невада, США, он достиг скорости 484,53 км/ч в одну сторону и 532,93 км/ч – в другую. Средняя арифметическая скорость составила 508,73 км/ч – по правилам именно ее зафиксировали в качестве рекорда.
По словам пилота рекордных заездов Оливера Уэбба, даже на скорости 532 км/ч Tuatara продолжала уверенное ускорение – последние 32 км/ч купе набрало менее чем за 5 секунд. То есть результат мог быть еще выше, но помешали порывы бокового ветра.
Купе центральномоторной компоновки почти полностью выполнено из углепластика, весит всего 1247 кг и имеет очень низкий коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,279. Двигатель V8 5.9 твинтурбо разработан SSC North America совместно с ателье Nelson Racing Engines. Его мощность – 1369 л.с. при работе на обычном бензине и 1774 л.с. на гоночном топливе Е85. Мотор приводит задние колеса через 7-скоростной «робот».
Цвет года: белый
Согласно ежегодному рейтингу популярности цветов автомобилей, составляемому производителем красок и защитных покрытий Axalta, десятый год подряд самым популярным в мире цветом кузова стал белый – на такие авто приходится 38% продаж. На втором месте – черный (19%), на третьем – серый (15%), на четвертом – серебристый (9%). А на все остальные цвета приходится лишь 19% мирового рынка.
Из более ярких цветов самым востребованным у покупателей новых автомобилей в 2020 году оказался синий (7%). Затем идут красный (5%), коричневые и бежевые оттенки (3%), желтый и золотистый (2%), а замыкающим стал зеленый (1%). Доля остальных цветов на мировых рынках настолько мала, что все они укладываются в 1%.
Машины белого цвета наиболее популярны в Азии, где на них приходится 48% продаж. В Африке и Южной Америке белые авто также очень востребованы: 46% и 41% соответственно. В Европе самым популярным цветом остается серый (25%).
НОВИНКИ ГОДА
Роскошный седан: Mercedes S-класса
Mercedes-Benz представил новое поколение флагманского S-класса серии W223.
Внешне он сохранил узнаваемый солидно-элегантный стиль, который дополнили свежие штрихи, такие как выдвижные ручки дверей. Габариты заметно увеличились: +94 мм в длину (до 5210 мм у стандартной версии и 5320 мм у удлиненной с индексом V223), +55 мм в ширину (до 1954 мм) и +9 мм в высоту (до 1503 мм). Размер колесной базы – 3106 мм у W223 и 3216 мм у V223.
Концепция интерьера изменилась: вместо двойного горизонтального планшета цифровой панели приборов и мультимедиа-дисплея теперь отдельная электронная «приборка» диагональю 12,3 дюйма и огромный вертикальный тачскрин диагональю 12,8 дюйма, который полностью заменил центральную консоль, включая блок климат-контроля. Помимо обычной проекции для водителя можно заказать систему дополненной реальности, которая в режиме реального времени выводит на лобовое стекло графические подсказки навигатора. Развитая амбиентная подсветка теперь играет важную роль в визуализации взаимодействия с автомобилем. Она может менять оттенок при изменении температуры в одной из частей салона, «иллюстрировать» речь бортового ассистента или подать красный сигнал при попытке открыть дверь в опасной близости от двигающегося рядом объекта. Предлагается пять вариантов задних сидений, включая раздельные кресла с выдвижными оттоманками, десятками электрорегулировок, модернизированной системой массажа и обогревом шеи.
223-й базируется на новой версии модульной платформы классической компоновки. Одно из главных технических новшеств – полноуправляемое шасси в двух вариантах. В первом задние колеса поворачиваются в противоположную передним сторону на угол до 4,5 градуса, во втором – до 10 градусов. На скоростях выше 60 км/ч задние колеса поворачиваются в ту же сторону, что и передние, – для повышения стабильности.
Дебютная гамма моторов включает турбированные рядные «шестерки» – бензиновую 3.0 (367 л.с. на модификации S450 и 435 л.с. на S500) и дизельную 2.9 (286 л.с. на S350d и 330 л.с. на S400d). Бензиновый двигатель имеет 48-вольтовый стартер-генератор EQ Boost, который добавляет 22 л.с. и 250 Нм при разгоне. Коробка передач в любом случае – 9-скоростной «автомат». Версия S350d предлагается как с задним, так и с полным приводом, все остальные – только полноприводные. Старый двигатель V12 сохранился только на длинных исполнениях Maybach и бронированных Guard, причем впервые в сочетании с полным приводом. Обычная пневмоподвеска идет уже «в стандарте», а за доплату – активная гидропневматическая. В сочетании с комплексом превентивной безопасности эта подвеска может приподнять кузов на 80 мм за долю секунды до бокового удара, снижая риски получения травм.
Внедорожник: Ford Bronco
Ford презентовал возрожденный внедорожник Bronco в двух версиях – 3- и 5-дверной.
По дизайну долгожданный Bronco шестого поколения перекликается с первым поколением 60-х. Поскольку Ford Bronco является прямым конкурентом Jeep Wrangler, он предлагает схожие возможности трансформации кузова. С него можно снять секции жесткой крыши и боковые двери.
Брутально-практичный стиль продолжается и в интерьере. Здесь множество поручней и штатные крепления для гаджетов на передней панели, а благодаря специальной обивке сидений, гидроизоляции кнопок и дренажным отверстиям в полу салон не боится воды.
Bronco имеет рамную конструкцию, унифицированную с пикапом Ford Ranger. Спереди –независимая подвеска, сзади – неразрезной мост. Предлагается внедорожный пакет Sasquatch, который включает доработанную подвеску с увеличенным клиренсом, блокировки дифференциалов и «вездеходные» колеса с грязевыми шинами.
Двигателей анонсировано два: 2.3 турбо (273 л.с.) и V6 2.7 турбо (314 л.с.). Первый сочетается как с 7-ступенчатой «механикой», так и с 10-скоростным «автоматом», второй – только с АКП. Можно выбрать один из двух вариантов полноприводной трансмиссии, которые отличаются передаточным числом понижающей передачи в «раздатке».
Пикап: GMC Hummer EV
Hummer вернулся, но теперь это не отдельный бренд концерна General Motors, а модель марки GMC.
С новым Hummer EVGM нацелился на перспективный сегмент электрических пикапов. «Ultimate off-road EV supertruck» – так сам производитель определяет новинку. Это четырехдверный пикап внушительных габаритов (длина – 5507 мм, ширина – 2201 мм, колесная база – 3445 мм).
Внешне с прежними Hummer новинку роднит брутальный дизайн. Панели крыши снимаются и убираются в передний багажник. А задний борт MultiPro с откидной секцией-ступенькой имеет шесть различных положений.
Перед водителем – приборный дисплей диагональю 12,3 дюйма, а система мультимедиа имеет тачскрин на 13,4 дюйма. Богатое оснащение включает кожаную обивку, электропривод передних кресел, мощную аудиосистему и многое другое.
GMC Hummer EV базируется на модульной платформе. Традиционной рамы у него нет, а главным несущим элементом выступает каркас тяговой батареи, расположенной между осями. Спереди и сзади к нему крепятся мощные подрамники с независимыми подвесками.
В зависимости от модификации пикап имеет два или три электромотора (суммарная мощность – 634-1014 л.с.). Самая мощная версия разгоняется до 100 км/ч всего за 3 секунды. Дальность хода на одной зарядке – 400-560 км. Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами позволяет регулировать дорожный просвет в диапазоне от 257 до 440 мм. У топовых версий пикапа есть блокировка переднего дифференциала и имитация блокировки заднего дифференциала. Полноуправляемое шасси позволяет улучшить маневренность: задние колеса поворачиваются в противоположную сторону с передними на угол до 10 градусов. А в режиме Crab Walk все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, и на низкой скорости Hummer EV может двигаться «по диагонали» подобно крабу. Для движения по трассам предусмотрен автопилот Super Cruise с функцией автоматической смены полосы.
Кроссовер: Hyundai Tucson
Hyundai представил компакт-кроссовер Tucson четвертого поколения.
Экстерьер новинки выполнен в экстравагантном стиле –рубленые поверхности, прямые линии и острые углы, а также визуально объединенные передние решетка и диодные ходовые огни. Размеры немного подросли (+20 мм в длину, +15 мм в ширину, +5 мм в высоту и +10 мм колесной базы). Объем багажника – 620 литров «под шторкой».
В революционном для Hyundai интерьере – центральная консоль с тачскрином и полностью сенсорными клавишами, виртуальная панель приборов, кнопочный блок управления АКП и замаскированные вентиляционные дефлекторы. Предлагаются трехзонный климат-контроль, вентиляция передних сидений и подогрев задних, а также центральная подушка безопасности для передних седоков, не дающая им удариться друг об друга.
В основу легла новая платформа. В линейке двигателей для разных рынков –бензиновые агрегаты 1.6 турбо, 2.0 и 2.5 (150-190 л.с.), дизели 1.6 и 2.0 (115-186 л.с.) и гибриды. Коробки передач – механическая 6-ступенчатая, «механика» iMT, у которой педаль механически не связана со сцеплением, 7-скоростной «робот», либо 8-ступенчатый «автомат». Привод – передний или полный. Доступны адаптивные амортизаторы. Из электронных помощников водителя предусмотрены адаптивный круиз-контроль, системы удержания в полосе и автоматического торможения, а также ассистент парковки с дистанционным управлением.