Западный Казахстан богат на достопримечательности, которые привлекают туристов из разных стран. Побережье Актау в последние годы активно застраивается, что способствует развитию местного туризма. Мангистауская область, согласно концепции развития туризма, стала туристическим кластером. Кластер «Западный Казахстан» будет позиционироваться как «Каспийская ривьера». К основным туристическим продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся пляжный туризм, культурный туризм и турне.
В рамках реализации проекта «Международный транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай» предполагается создание современной инфраструктуры для размещения, отдыха и получения необходимых сервисных услуг туристами с привязкой к уникальным объектам туризма регионов и соответствующими условиями на западных и восточных пограничных воротах республики.
Не стоит также оставлять без внимания священные места, которые привлекают паломников со всего мира, — подземные мечети, вырубленные в массивах скал.
Шопан-Ата
Подземная мечеть расположена в 60 км от города Жанаозен. Гробница вырублена в массиве скалы, по мнению историков, это религиозный центр района, о чем говорит развитая сеть помещений. Место, в котором, по преданию, похоронен Шопан-Ата, находится в углублении скалы. В другом углу мечети есть комната, где, по версии историков, находится могила его дочери. В течение многих веков подземный комплекс был местом паломничества кочевников Мангышлака. Однако оснований для точной даты у историков нет, в известных письменных источниках имя Шопан-Ата тоже не встречается. Но среди местного населения широко распространено предание, что Шопан-Ата был учеником знаменитого Ходжи Ахмета Яссауи, жившего во второй половине ХII века. После окончания обучения он собрал учеников и объявил им, что они должны пустить стрелы через шанырак, и там, куда они прилетят, будут проповедовать идеи суфизма. Стрела Шопан-Ата, прилетев на Мангышлак, упала на небольшую гору, у подножья которой он и построил подземную мечеть. По другому преданию, из этой стрелы выросло тутовое дерево, которое растет и по сей день и считается священным, обладающим лечебными свойствами.
Султан-епе
Подземная мечеть находится в районе залива Сарытас. По преданию, Султан-епе является покровителем жертв водной стихии. По данным некоторых источников, известно, что он жил в ХII-ХIV веках. Подземная мечеть Султан-епе является древним святым местом поклонения местных жителей. Его останки покоятся близ Каспийского моря между местностями Ашымурын и Ойра.
Шакпак-ата
Подземная мечеть расположена на полуострове Тюб-Караган, в 20 км от села Таучик. В подземную мечеть ведут два входа — западный и восточный. Портальная ниша главного входа имеет форму треугольной арки. Интерьер мечети не имеет декоративного оформления. На стенах — изображения лошадей, быков и раскрытой ладони. По сообщению историков, в 1975 году 81-летний житель аула Шаир рассказал народное предание, согласно которому Шакпак-ата в битвах с врагом бесстрашно защищал народ. Это вызывало панику у врагов, и они панически бежали с поля боя. Итак, по преданиям, основатель мечети Шакпак-ата жил в кипчако-ногайлинский период в ХIV-ХV веках — во время проникновения и упрочения мусульманской религии в этом регионе.
Бекет-ата
По народным преданиям и письменным источникам, Бекет-ата родился в 1750 году, в молодости учился в одном из медресе Хивы, стал суфием и начал обучать детей грамоте; отличался богатырской силой и в битвах с калмыками совершил немало подвигов. При решении спорных вопросов с туркменами проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию, прожил до преклонных лет, умер примерно в 1813 году, был похоронен в урочище Огланды возле построенной им подземной мечети. Им построено четыре мечети в Бейнеу, Ак-мечети на Эмбе, на Устюрте близ Аральского моря и в Огланды. Из них наиболее крупной является мечеть в Огланды. Мечеть Бекет-ата в Огланды считается святым местом и в течение многих лет была местом паломничества жителей Мангышлака.
Масат-ата
Подземная мечеть в Мангистауском районе. Это известное место встречается в исторических источниках о Мангистау. Существует немало народных преданий о Масат-ата. В одном из народных преданий говорится о способности Масат-ата летать. А в другой легенде — о том, что когда Масат-ата совершал намаз, то враг, застав его врасплох, подкравшись, отрубил ему голову. И природа, как бы возмутившись этим коварным поступком, отреагировала тем, что земля начала плавиться, несмотря на то, что Масат-ата был без головы, он встал и сделал несколько шагов по расплавленным камням, на которых отпечатались его следы и следы его коня. И сейчас можно увидеть эти следы. Там, где они заканчиваются, находится подземная мечеть, вырубленная в скале, с дверью, выходящей на юг. Перед мечетью находится плоский камень с высеченным водосточным желобом длиной несколько метров, который стыкуется с вырытым колодцем.
На Мангышлаке и Устюрте помимо вышеперечисленных мечетей встречаются и другие, большинство из которых мало изучены.