За что пользователи любят мессенджеры? Они удобны — работают быстро, не требуют особого трафика и соответственно больших расходов на связь. С ними просто взаимодействовать и можно настроить под себя. Во многом они уже заменяют не только соцсети, но и поисковики.
Мессенджеры — это новые соцсети
Компании тоже по достоинству оценили их преимущества, в корпоративной среде популярность мессенджеров также растет. По данным опроса Spiceworks, чат-платформами в своей работе пользуются уже 42% компаний по всему миру.
Больше времени и ресурсов собирается инвестировать в мессенджеры бизнес, занимающийся продажей товаров и услуг, ведь сюда уходит их целевая аудитория.
Фрилансерам и людям, работающим удаленно, также удобнее общаться в бизнес-чатах. Например, в сервисе Slack, который представляет собой гибрид мессенджера, планировщика и почтового клиента.
.В среднем пользователи скачивают себе на телефон около 20−30 приложений, хотя активно пользуются 10−12 из них. И только 2−3 становятся самыми нужными. В мире четко прослеживается тенденция — от многих приложений к нескольким, но многофункциональным.
Но и мессенджеры сейчас — это не просто банальные чаты. Из приложений для обмена сообщениями они стараются трансформироваться в платформу, благодаря которой пользователи могут делать больше, чем просто общаться.
Такой стратегии придерживается, например, китайский WeChat. Они пошли по пути сбора внутри себя максимального количества возможных сервисов, пытаясь охватить всю интернет-активность пользователя. С помощью WeChat можно не переключаясь между приложениями звонить и переписываться, заказывать доставку еды, покупать авиабилеты или билеты в кино. В нем есть аккаунты банков, медиа, аптек, клиник, на которые пользователи могут подписаться. И, конечно, кошелек с максимумом возможностей.
Годы «разговорной коммерции»
Сегодня постепенно самой активной покупательской аудиторией становятся миллениалы. Они не помнят времен без мобильных телефонов, для них важны впечатления, эмоции и хороший клиентский опыт. Когда слышишь, как они общаются с Siri, понимаешь, что это уже настоящая дружба с искусственным интеллектом. А пока искусственный интеллект не стал полноценным ассистентом человека, нам помогают виртуальные собеседники, имитирующие поведение человека для решения различных задач.
Чат-боты — сейчас одна из самых «горячих» тем в области искусственного интеллекта. Они уже могут записать на прием к врачу, вызвать такси, поднять настроение, рассказав анекдот. Или даже кое-что посерьезнее — перевести деньги и уточнить курсы валют. Возможно, скоро они научатся не просто отвечать на наш запрос, а давать свои советы и убеждать в их правильности.
Боты могут освободить от решения многих типовых задач. В бизнесе одними из первых сориентировались банки и стали активно использовать чат-боты, затем подключились страховщики и турфирмы. Всем им приходится иметь дело с большим объемом стандартизированных вопросов, бот может искать по базе подходящий ответ и выдавать его пользователю.
Кроме того, боты могут помогать HR-департаментам компаний в массовом подборе людей на типовые позиции. Здесь также главная задача — получить от кандидата стандартизированную информацию: образование, стаж, навыки. Бот может кратко описать вакансию, принять заявку и перенаправить ее рекрутеру.
В бизнесе наступают годы «разговорной коммерции». Компании начинают коммуницировать со своими клиентами в чатах и мессенджерах, причем от лица компании в мессенджере с вами может общаться бот. Служба поддержки, персональные рекомендации, обзоры новинок и сам процесс покупки — все это в его силах. Причем скоро боты так научатся «человеческому» общению, что вы можете не заметить разницы при взаимодействии между человеком и компьютерным ботом.
На пути к Джарвису. Бот или друг?
Свои мессенджеры есть не только у Facebook (даже два), их создают банки и телеком-компании. Например, у Сбербанка есть собственный мессенджер для общения, покупок и получения различных услуг. Недавно был представлен операторский продукт Veon, подобные есть у Vodafone, Telenor и других телекоммуникационных гигантов. Хотя создатели продукта всячески призывают не называть его просто мессенджером, а мультифункциональной коммуникационной платформой.
Свой мессенджер недавно представила казахстанская IT-компания DAR. «Когда полтора года назад у нас появилась идея создать собственный мессенджер, мы думали, что с точки зрения разработки — это устаревшая тема и нам придется догонять рынок. Но ситуация меняется, с выходом последних технологий мессенджеры становятся не просто коммуникационной площадкой, а интерфейсом, внутри которого доступен самый разный функционал», — рассказывает Алидар Утемуратов, основатель компании DAR.
Сегодня DAR Vis (VIS — Very Intelligence System) может осуществлять денежные платежи и переводы на основе электронного кошелька, подскажет прогноз погоды, переведет на любой из 104 языков и ответит на энциклопедические вопросы. Вести диалог с ним можно письменно, отвечая на уточняющие вопросы, или отдавая команды голосом. Хотя почему с «ним», шутят в DAR, ведь еще окончательно не решен вопрос кто это — «парень» или «девушка». Да, звучит футуристично…
Искусственный интеллект постоянно учится. Интересно, что даже если в написании диалоговых фраз пользователь будет допускать опечатки, например, вместо тенге напишет теньге, бот поймет слово, это заложено программным кодом.
DAR Vis может перевести деньги любому контакту из адресной книги, к сервису также можно подключить любую карту и совершить перевод до 100 тысяч тенге в день без комиссии. Он будет запоминать, кому вы чаще всего переводите деньги и, чтобы подтвердить перевод, достаточно будет просто сказать «ага». В дальнейшем разработчики планируют предоставлять пользователям умную аналитику по тратам в виде ежемесячных отчетов. В приложении также может появиться кредитный сервис, а к осени — услуга по доставке цветов или еды, которую, кстати, тоже можно будет оформить в кредит. Есть задумки и для бизнеса. Например, создать на базе DAR Vis биржу труда, на которой можно будет оставлять заявки и реагировать на них.
Интересно, что в компании решили отойти от «стартаповского» подхода и создали одну учетную запись, которая дает доступ ко всем продуктам зонтичного бренда, достаточно один раз зарегистрироваться в любом из сервисов.
Приложение появилось в App Store и Play Market только в июле и сейчас представлено в стадии, которую называют MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт). Разработчики готовы принимать все пожелания и делать его максимально удобным и полезным для пользования.
У приложения есть локализация интерфейса на казахском языке, но вот общаться с DAR Vis на казахском пока нельзя, для NLP-обучения нужна не только сильная команда программистов, но и лингвисты. По словам Алидара Утемуратова, они обязательно будут работать над этим. Как и над стикерами с «нашим» колоритом, которых пока очень не хватает.
Как они нас понимают?
Изначально человек общался с компьютером при помощи специальных команд, которые вводились в адресную строку. Точнее так с компьютером могли общаться только программисты. Позднее, благодаря компании «Майкрософт», командная строка переросла в графический интерфейс GUI (Graphical user interface — графический интерфейс пользователя). В нем все элементы меню представлены на дисплее в виде картинок, иконок, и уже любой пользователь мог дать команду компьютеру, например, открыть какую-то программу или напечатать слово. Сейчас искусственный интеллект учится «понимать» человеческий язык посредством написания запроса в чате, рассказывает Игорь Рыбаков, главный IT-архитектор компании DAR. Это стало возможным благодаря машинному обучению и внедрению нейронных сетей. Обработка естественного языка (NLP -«natural language processing») — одна из основ при реализации такого подхода. NLP позволяет ботам анализировать запросы пользователей, написанные привычным для них человеческим языком, постепенно обучаясь, анализируя весь текст и выделяя главную мысль. Есть системы, которые умеют это делать голосом. После интерпретации получается полноценная машинная команда. Искусственный интеллект учат анализировать язык, а значит — понимать его.
Хотя Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым когда-либо сталкивалась цивилизация», люди пытаются направить его развитие в конструктивное русло, чтобы то, что мы называем искусственным интеллектом, не стало похоже на «Скайнет». В идеале бот должен стать разговорным помощником, виртуальным ассистентом, чтобы ИИ ассоциировался не с восстанием машин, а с умным Джарвисом из «Железного человека».