USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
98511.80$
+1066.100

«Мелодия» грампластинок

Компания была огромным монополистом в своей сфере

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Мелодия» грампластинок - Kapital.kz

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», основанная в апреле 1964 года, была монополистом в сфере записи, производстве, хранении и распространении грампластинок. В 1980-е годы она была одной из 6 крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Вместе с ней в «Большую шестерку музыкальных лейблов» входили EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA.  «Мелодия» объединяла в себе 8 заводов по производству граммофонных пластинок по всему СССР, оптовые торговые базы, 18 магазинов «Дом грампластинок» и студии звукозаписи в Киеве, Ереване, Алма-Ате, Вильнюсе, Ленинграде, Москве, Риге, Таллине, Ташкенте и Тбилиси. Тираж пластинок устанавливала специальная комиссия, но часто в итоге он превышал первоначальные значения. Например, первый тираж пластинки Аллы Пугачевой «То ли еще будет» по плану составлял 12 тыс. экземпляров, а в итоге вышло 2,2 млн. Бренд удовлетворял самые разнообразные вкусы. Судите сами. На обратной стороне обложек пластинок можно было найти специальную шкалу, в которой цифрой 1 обозначалась симфоническая, оперная и хоровая музыка, 2 – русская народная, 3 – творчество народов СССР, 4 – поэзия, проза, драматургия, 5 – записи для детей, 6 – эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта, 7 – учебные записи, 8 – музыка народов зарубежных стран, 9 – аудиожурналы «Кругозор» и «Колобок». Главное управление располагалось в Москве на Тверском бульваре, дом 24.

Руководство «Мелодии» с помощью пластинок в первую очередь вело просветительскую работу, поэтому новая музыка составляла лишь 5% от общего тиража, а вот 95% репертуара бренда приходилось на концерты симфонической музыки, радиоспектакли, детские и учебные программы.

«Мелодия» грампластинок  1394802 - Kapital.kz

Главной студией «Мелодии» была Всесоюзная студия грамзаписи. В ее распоряжение отдали здание бывшей англиканской церкви, где на первом этаже находился большой зал для звукозаписи, а на втором – малый. Обустроили и аппаратные студии для записи из Большого зала Московской консерватории и из Большого театра, монтажа и реставрации старых архивных записей. Это было огромное предприятие, которое имело самое лучшее в СССР звукозаписывающее оборудование, и, конечно, там работали лучшие специалисты в сфере звукозаписи. Сюда съезжались музыкальные коллективы со всей страны.

Студия звукозаписи «Мелодия» - Kapital.kz

Студия звукозаписи «Мелодия»

«Мелодия» выпускала грампластинки 3 форматов: миньон, гранд и гигант. Некоторые из них были цветными, грампластинки для экспорта за границу имели надписи на латинице. Представительство «Мелодии» за рубежом называлось «Международная книга» и заключало контракты на поставку, а также курировало поставки пластинок. В 1965 году «Международная книга» подписала договор с немецкой компанией Ariola –Eurodisc, которая согласно документу получила эксклюзивные права на распространение классической музыки из фонотеки «Мелодии».

Продажи советских аудиозаписей в ФРГ стали настолько успешными, что следующим зарубежным партнером фирмы стала американская Capitol - стороны связали себя отношениями в августе 1966 года. Большую часть материала записали в России, руководство компании оказалось очень довольно качеством звукозаписи и считало, что оно не уступает американскому. В 1967 году «Мелодия» и Сapitol создали совместное предприятие Melodiya-Angel, чтобы к 1970 году выпустить и продать 300 млн грампластинок с записями классической музыки из фонотеки «Мелодии». Эти планы реализовались, а когда была продана 250-тысячная пластинка, Capitol наградила «Мелодию» «золотым диском». Еще одной иностранной компанией, с которой сотрудничала фирма, в 1968 году стала британская HMV. В общей сложности «Мелодия» экспортировала свои пластинки в 60 стран мира, в числе которых были Франция, Нидерланды, Япония, страны Восточной Европы.

Покупатели в магазине «Мелодия» - Kapital.kz

Покупатели в магазине «Мелодия»

В начале 1970-х годов фирма освоила выпуск магнитофонных кассет, из входивших в состав ВГФ «Мелодия» производств первым их стал производить Таллинский завод, затем заводы в Баку и в Тбилиси.  В 1972 году общий тираж кассет составил 500 тыс. экземпляров, и руководство фирмы планировало, что увеличит этот показатель в течение года до 3 млн штук. На деле же оказалось, что в первой половине 1970-х тираж вырос до 200 млн кассет, экспорт осуществлялся в более чем 70 стран мира.

К 1978 году советская звукозаписывающая отрасль начала отставать от западных стандартов. Завод в Апрелевке использовал устаревшее оборудование, установленное еще в 1960-е годы, и применял технологию грамзаписи оригиналов на лаковых дисках. Поэтому руководство «Мелодии» запустило новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ), для которого закупили инновационные шведские пресс-автоматы Toolex, внедрили современные технологии печати оригиналов, с лаковых дисков завод перешел на медные. В то время экспорт кассет и пластинок осуществлялся в 92 страны мира.  

Чтобы держать аудиторию в курсе всех новинок, с октября 1979 года фирма стала издавать ежеквартальный каталог-бюллетень «Мелодия», в котором перечисляла все новые грампластинки, там же рассказывалось об исполнителях, публиковались интервью с некоторыми из них, научно-популярные статьи, письма слушателей.  

К самостоятельной экспортной политике «Мелодия» перешла в 1989 году. Стоит отметить, что фирма не соблюдала авторские права при использовании зарубежной музыки в своей фонотеке, которую она стремилась расширять семимильными шагами. Поэтому у бренда начались проблемы с европейскими и западными партнерами. В результате, чтобы не потерять эти рынки, в 1973 году «Мелодия» присоединилась к Женевской конвенции по авторскому праву. С этого времени компания начала выпускать лицензионные пластинки.

Очередь в «Мелодию» - Kapital.kz

Очередь в «Мелодию»

Лицензионный репертуар в СССР отбирала специальная структура - Совет по лицензиям, в который входили чиновники, композиторы, авторитетные филофонисты, переводчики с иностранных языков. Контент проходил анализ на лояльность к коммунистической системе и советскому строю, моральную чистоту и благопристойное поведение артистов.  Совет по лицензиям исключал из рассмотрения целые жанры, например, альтернативную и экспериментальную музыку. В конечном итоге такая система «чистки» приводила к тому, что поступление лицензионных пластинок в продажу откладывалось на 2-3 года.

Серию пластинок «Архив популярной музыки» «Мелодия» начала выпускать в 1988 году.  Это были сборники песен популярных англо-американских поп- и рок-исполнителей: The Doors, Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, David Bowie, Elvis Presley.

«Мелодия» грампластинок  1394815 - Kapital.kz

К 1990-м годам тиражи бренда стали постепенно снижаться из-за экономической ситуации и сокращения зарубежных заказов. Руководство «Мелодии» подписало договор со звукозаписывающим концерном BMG, который был заинтересован в ее фонотеке, и получил лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию. По распространенной версии, в результате это привело к разрушению всей структуры фирмы «Мелодия». В 2003 году срок действия договора с BMG закончился.

Официальный сайт появился у бренда в январе 2004 года, а сам он сосредоточился на качественной реставрации и выпуске архивных записей на компакт-дисках. В каталогах бренда была указана популярная эстрадная музыка, классическая музыка, детские песни и сказки, рок, аудиокниги. В апреле 2012 года бренд в честь 50-летнего юбилея выпустил архивные записи советского периода на виниловых пластинках ограниченным тиражом.

С 2007 года «Мелодию» регулярно включали в перечень объектов приватизации, но одним из условий того, чтобы это произошло, была оцифровка фонотеки. Главный интерес представляли архив и авторские права бренда на более чем 240 тыс. аудиозаписей, за использование которых поступают регулярные отчисления. В феврале 2020 года состоялся аукцион, на который допустили только двух участников, один из них - ООО «Формакс» и купил «Мелодию» за 329,6 млн рублей. Так бренд перешел во владение частной компании.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.