Американская компания Crocs производит пусть и простую, но очень удобную обувь сабо из полимерного материала крослайт. Соприкасаясь с теплой кожей ноги, материал меняет форму и повторяет изгибы стопы, что делает хождение комфортным. Хотя бренд появился в 2002 году, то есть ему всего лишь 21 год, он уже завоевал всемирную популярность. Основали компанию в Калифорнии три друга - Скотт Симанс, Линдон Хэнсон и Джордж Бодекер.
Все они были бизнесменами. Бодекер владел сетью ресторанов быстрого питания Oregon Food Concepts, Хансон занимался продажами компьютерного оборудования, а у Симанса была компания по производству фотооборудования. Идея начать бизнес по производству сабо появилась в 2002 году у Скотта Симанса. Незадолго до этого во время прогулки на яхте он расхаживал по палубе в резиновых водонепроницаемых галошах канадской компании Foam Creations, они были очень удобными, поскольку не скользили на мокрой поверхности. Испытав на себе преимущества этой обуви, Скотт встретился с друзьями и поделился задумкой производить аналог в США.
Над дизайном они не задумывались, считая, что самое главное – материал, поэтому долго его выбирали, пересмотрев множество вариантов. Остановились на полипропиленовой основе из вспененной смолы. Первую модель обуви партнеры назвали Beach и презентовали 200 пар на лодочной выставке Fort Lauderdale Boat Show во Флориде. Это был полный успех, всю обувь раскупили, тем более что цена была небольшой – 30 долларов. За коротко время их стали носить не только любители парусного спорта, но и те, кто много времени проводит на ногах: повара, хирурги, продавцы и другие.
Воодушевленные успехом Симанс, Хэнсон и Бодекер создали компанию и назвали ее Crocs, поскольку их обувь походила на крокодила. За год продажи составили почти 80 тыс. пар, однако не смогли покрыть затраты на производство, которые на конец 2003 года составили больше миллиона долларов. Однако партнеры не сдавались и наращивали объемы торговли. Чтобы снизить себестоимость кроксов, они решили приобрести компанию, у которой закупали крослайт, ставший главной особенностью сабо, за 5,2 млн долларов. Для этого им пришлось оформить займ в банке.
Тем не менее сделка помогла и в 2004 году продажи компании выросли в 10 раз по сравнению с предыдущим годом, в 2005-ом было продано 6 млн пар кроксов в США и Европе. Но основатели метили на большее, поэтому в 2006 году Crocs вышла на IPO на NASDAQ. Ее капитализация на тот момент составляла 940 млн долларов, стоимость оной акции составила 21 доллар, а объем привлеченных средств – 207 млн долларов. На тот момент у компании было больше 6 тыс. магазинов в Америке и 1,5 тыс. торговых точек в 40 странах мира. Модельный ряд насчитывал 11 наименований. Кроксы носил основатель Google Сергей Брин, Мишель Обама, Джек Николсон и Хелен Миррен, солист Aerosmith Стивен Тайлер и другие селебритиз.
В 2007-ом Crocs купила две компании: за 5,5 млн долларов производителя кожаной и этиленвинилацетатной обуви Ocean Minded и компанию Bite Footwear, которая создавала и продавала сандалии, за 1,75 млн долларов.
Через год Crocs начала работать на российском рынке, а также купила своего южно-африканского дистрибьютора Tidal Trade за 4,6 млн долларов и компанию Tagger International BV, зарегистрированную в Нидерландах, которая производит сумки для курьеров.
Но за ростом бизнеса последовал спад, 2008 год компания закончила с убытком 185,1 млн долларов из-за больших вложений в развитие бизнеса, которые не удалось покрыть доходами от продажи кроксов. Компании пришлось сократить 2 тыс. работников в США. Хотя аналитики говорили о том, что покупатели стали терять интерес к сабо, плюс, из-за их прочности покупатели могли по несколько лет не покупать новые пары.
Тренд продлился до 2013 года, по его итогам чистая прибыль компании снизилась на 42,5% по сравнению с предыдущим годом, а акции упали на 20,2% за один день. В январе 2014 года инвесткомпания Blackstone, которая специализируется на работе с проблемными активами, приобрела 13% акций Crocs за 200 млн долларов. У компании сменились генеральный директор, им стал Грегг Рибатт, и президент. Новым человеком на этом посту стал Эндрю Рис, который 25 лет работал в ритейле. Вместе они реализовали стратегические изменения в Crocs. В плане реструктуризации значилось сокращение персонала, отказ от непопулярных моделей кроксов, закрытие почти 100 убыточных розничных магазинов. Новые топ-менеджеры решили вернуть в линейку классическую модель кроксов, когда-то сделавшую компанию популярной.
В августе 2017 года компания объявила, что полностью передаст производство подрядчикам, объем продаж составил более 1 млрд долларов. Осенью 2019 года инвестиционная компания Piper Jaffray представила рейтинг самых популярных обувных брендов среди подростков, Crocs занял в нем седьмое место.
В 2019 году компания начала кампанию с популярными исполнителями. Например, Crocs создала эксклюзивные модели вместе с известными музыкантами и художниками. Кроксы из первой коллаборации с американским рэпером Post Malone, на Instagram-аккаунт которого подписаны больше 20 млн человек, раскупили за десять минут. В декабре того же года вышла четвертая совместная линейка рэпера и Crocs, которую тоже моментально распродали. В феврале 2020-го на Неделе моды в Нью-Йорке Crocs и KFC представили сабо с украшениями в виде жареной курицы и соответствующим ароматом. В продаже обувь появилась весной по цене 60 долларов за пару.