С детства Эд Кэтмелл мечтал создать собственный мультфильм, но вместо таланта к рисованию у него были выдающиеся способности к программированию. Еще не понимая, как использовать их для исполнения своего заветного желания, Кэтмелл решил заняться разработкой софта для компьютерного 3D-моделирования. В начале 1980 годов только что окончившего колледж Эда пригласили работать в студию Джорджа Лукаса, причем сразу же на должность главы компьютерного отдела, где вместе со своей командой он создал компьютер, облегчающий процесс создания 3D-анимации.
Элви Рэй Смит был американским хиппи, жил в Нью-Йорке и пытался найти смысл жизни и свое предназначение. Имея хорошее техническое образование, он отказался от профессорского кресла в одном из городских университетов и уехал в Калифорнию. Там он стал преподавателем программирования в университете Беркли, познакомился со многими айтишниками, в том числе с сотрудником Xerox. Впечатленный тем, что делают в Xerox, Смит захотел получить место в компании.
С Эдом Кэтмеллом Элви познакомился в Лонг-Айленде, в исследовательском центре, организованном Александром Шуре, мечтой которого был полноценный анимационный мультфильм. Поэтому он купил мощную технику и нанял лучших специалистов, а вместе с ними Эда и Элви, а они быстро подружились. Финансовые проблемы, начавшиеся у Александра Шуре, привели к тому, что он стал продавать свои активы, и студию, на которой работали приятели, купил Джордж Лукас, увидев в цифровых технологиях будущее киноиндустрии. Когда режиссер просматривал готовый фильм «Звездный путь 2: Гнев Хана», то был поражен одной из сцен, созданной на компьютере. С этого момента от стал активнее использовать компьютерную графику в своей работе.
Лукас в то время был на вершине творческого успеха как кинорежиссер и процветал, как бизнесмен, владея несколькими студиями, среди которых были Lucasfilm, Industrial Light&Magic, Srywalker Sound и подразделение по созданию анимации. Однако его личная жизнь терпела крах: жена подала на развод, и по закону штата Калифорния он выплатил ей половину стоимости своих активов. Для этого в числе прочих активов Лукас продал небольшую студию, где работали Эд и Элви.
Покупателем оказался сам Стив Джобс, уволенный в то время из Apple. После нескольких раундов переговоров Джобс заплатил за нее 10 млн долларов. Став владельцем, он назвал студию Pixar, а руководить ею стали Кэтмелл и Смит. Тут ее нынешние поклонники могут удивиться и даже рассердиться. Первое время студия вместо создания мультфильмов занималась производством компьютеров и программного обеспечения для разных отраслей, в том числе медицины. Появился Pixar Image Computer, который стоил почти 200 тыс. долларов, в 1980-х годах это были большие деньги. Компании удалось заключить ряд сделок, но спрос не был устойчивым из-за высокой цены. Кроме того, работать на Pixar Image Computer было сложно, покупатели не хотели тратить время на обучение.
Смит и Кэтмелл открыли представительства Pixar в 7 городах США, наняли много людей в отдел продаж, но успеха это не принесло. Сам же Стив Джобс участвовал в собраниях раз в месяц, чтобы обсудить только финансовые вопросы Pixar. Это была настоящая битва для Элви Рей Смита и Эда Кэтмелла, поскольку им приходилось доказывать важность всех подразделений студии, хотя она была абсолютно убыточной. Всех спас художник-аниматор Джон Лассетер.
Занимаясь разработкой ПО, Эд Кэтмелл никак не мог забыть о своей давней мечте и пригласил в команду в качестве дизайнера интерфейса Джона Лассетера, выпускника Калифорнийского университета искусств, который был основан Уолтом Диснеем. В качестве рекламных роликов для собственных программ Pixar стала рисовать короткометражные мультфильмы, и Джон на базе разработок Кэтмелла создал первый в мире мультфильм, выполненный с помощью компьютерной графики - «Приключения Андре и пчелки Уолли», который стал известным среди людей, разбирающихся в технологиях.
С этого момента фильмы Pixar стали одним из главнейших событий на конференции Siggraph, объединяющей тех, кто интересовался компьютерной анимацией. Вторым хитом компании стал мультфильм «Люксо-младший», снятый в 1986 году и номинированный на «Оскар». А настольная лампа, ставшая его героем, превратилась в символ Pixar.
В то время у Джобса были серьезные финансовые проблемы, поэтому Элви Рей Смит и Эд Кэтмелл еле добились финансирования нового анимационного мультфильма. Уговорить Стива Джобса удалось после того, как они объяснили ему, каким образом это поднимет продажи нового программного пакета компании под названием Render Man. Так в 1988 году появилась короткометражка «Оловянная игрушка», она получила заветную статуэтку «Оскар» и уважение руководства Disney. Эд Кэтмелл предложил им совместный проект – получасовое продолжение «Оловянной игрушки».
Компании подписали контракт, в нем было указано, что в течение 10 лет Pixar должна создать 5 фильмов и получит 20% дохода от их проката, а 80% будет принадлежать Disney. Кроме того, идеи мультфильмов должны были получить одобрение студии Уолта Диснея. Взамен Disney взял на себя все затраты и обязательства по рекламной кампании, лицензированию фильмов и их персонажей, а также обеспечению выхода в прокат. На таких условиях в 1992 году Pixar приступила к работе над первым фильмом. Правда, за 3 года его создания первоначальная идея изменилась до неузнаваемости.
После десятков рабочих вариантов киностудия решила рассказать историю пластиковых кукол, назвав ее «История игрушек». В начале предполагалось, что для создания мультфильма хватит 8 аниматоров, но на самом деле понадобилось 33. То же было и с другими специалистами. Проблемы были и со сценарием. Креативная группа решила, что из фильма должно получиться бадди-муви, но с первого раза ничего не вышло, потому что Disney его не одобрил, посчитав ковбоя Вуди надменным и саркастичным.
Сценарий полностью переписали и после этого создали «Историю игрушек». Главных героев озвучили известные актеры Том Хэнкс, Тим Аллен и Энни Поттс. Мульт вышел в прокат в ноябре 1995 года, доходы от проката во всем мире превысили 362 млн долларов. «Историю игрушек» номинировали на «Оскар» в 1996 году, и она получила 3 статуэтки.
После выхода мультфильма в прокат Стив Джобс решился на IPO Pixar, разместив на бирже 6,9 млн акций по цене 12 долларов за бумагу, но цена покупки составила 22 доллара за акцию. В результате рыночная стоимость Pixar составила около 800 млн долларов. Таким образом, спустя 9 лет после покупки студии у Лукаса Джобс сумел заработать на Pixar 600 млн долларов.
Контракт с Disney с учетом ошеломительного успеха «Истории игрушек» выглядел просто грабительским. Кроме того, в первых титрах прославившего студию мультфильма не оказалось названия Pixar. Стив Джобс, встретившись с президентом The Walt Disney Company Робертом Айгером, договорился о перераспределении прибыли с будущих фильмов в равных долях. В 1997 году студии публично объявили о своем соглашении.
Каждая следующая картина Pixar становилась все популярнее, значительно совершенствовалась анимация. Под покровительством Disney вышли «Корпорация монстров», «Суперсемейка», «Тачки», «В поисках Немо» и первый сиквел «Истории игрушек». Помимо них Pixar продолжала создавать свои трогательные короткометражки, собирая все возможные награды и завоевывая признание самых авторитетных критиков.
Одно из важнейших событий в истории Pixar произошло в 2006 году, когда руководство Disney решило выкупить компанию у Стива Джобса. Сделка обошлась в 7,4 млрд долларов. При этом он сохранил место в совете директоров киностудии и получил 7% акций Disney, став крупнейшим акционером компании среди физлиц. Джона Лассетера назначили на должность главного креативного директора Pixar и подразделения Disney Animation, а Эда Кэтмелла главой компании. Одним из главных условий сделки стало требование Джобса о том, чтобы Disney не вмешивалась в творческие процессы Pixar и сохранила команду в полном составе.
Pixar выпустила 10 оскароносных фильмов, включая мультфильмы «Рататуй», «ВАЛЛ-И», «Вверх», «Головоломка» и «Тайна Коко». The Walt Disney Company не озвучивает финансовые показатели по каждому из своих активов, в том числе и Pixar. Одним из самых прибыльных сегментов для компании традиционно стал прокат, здесь особенно отметились 6 полнометражных картин, одна из которых, «Суперсемейка 2», создавалась именно на базе Pixar.