На протяжении последнего года в кинотеатре «Иллюзион Атриум» в Алматы показывают фестивальные фильмы, которые не идут больше нигде в городе. С картинами-призерами таких мировых фестивалей, как Каннский, кинофестиваль в Локарно, Санденсе, Сан-Себастьяне, алматинцы могут познакомиться одновременно со всем миром. Насколько рентабелен этот бизнес и готов ли платить кинозритель за фестивальное кино, рассказал Ильдар Хайбуллин, программный директор арт-промогруппы «Киномания».
– В южной столице достаточно большой выбор кинотеатров и фильмов. Зачем вам понадобилось придумывать такой формат, как «Киномания»?
– Это правда, в Алматы есть, куда сходить и что посмотреть, но этого все равно недостаточно. По большей части на наших экранах показывают коммерческое кино, которое развлекает, расслабляет. Я не имею ничего против этого – кинематограф должен развлекать в первую очередь. Однако в то же время есть зрители, которые смотрят фильмы не только для того, чтобы отвлечься от рутины.
Наша целевая аудитория – это люди, которые следят за тем, что происходит в мире кино и фестивалей. Начиная проект «Киномания», мы представляли себе думающую публику, чей род занятий может быть разным, но их объединяет некое творческое мышление и небезразличие к человеку, к его душе.
– Как вам удалось договориться с такой коммерческой площадкой, как «Иллюзион Атриум»?
Мы – это Ксения Соколова, наш booking-директор, Петр Мартович, который отвечает за логистику и техническую часть, и я – решили создать арт-промогруппу «Киномания» и привозить в Алматы фестивальные фильмы. К тому времени «Иллюзион Атриум» только открывался, и так получилось, что директор кинотеатра Максим Петров тоже любит хорошее кино, поэтому нам повезло договориться о дополнительной программе кинопоказов.
Наличие в программе фестивальных фильмов позволяет «Иллюзиону Атриум» выделиться из большого числа кинотеатров, предлагая своему зрителю эксклюзив, то есть уникальную возможность увидеть фильмы, которых больше нет ни на одном большом экране города.
– Что именно вы предлагаете зрителю?
– Каждую неделю в Алматы привозятся киноработы, которые были признаны влиятельными кинокритиками со всего мира. Более того, фильмы показываются на языке оригинала с субтитрами, что на самом деле нормальная практика мирового проката.
В качестве первого фильма в программе «Киномания» была показана кинокартина «Пьета» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, которая к тому моменту стала главным призером Венецианского фестиваля. Также на первый показ мы пригласили директора российской дистрибьюторской компании «Кино без границ» Сэма Клебанова, благодаря знакомству с которым это стало возможным. К сегодняшнему дню было показано уже большое количество картин, которые так или иначе отметились на мировых кинофестивалях.
– Насколько ваш зритель готов к фестивальному кино? Как много людей приходят на ваши показы?
– Самое забавное, что мы столкнулись с отсутствием интереса сразу на втором фильме, который привезли в Алматы. Это была картина «После мрака – свет» Карлоса Рейгадоса, который получил в прошлом году на Каннском фестивале приз за режиссуру. Было неожиданно, но неудивительно – фильм очень не простой.
После этого стало понятно, что надо корректировать программу, менять каждую неделю страну-производителя, режиссера и т.д. Ну и, конечно, еще рано показывать слишком нестандартные фильмы.
Однако, надо сказать, что прошел год и мы получили свои результаты – зрителей стало больше, интерес постепенно растет.
– Как вы находите и получаете фильмы?
– Несколько раз в год мы ездим на кинорынки СНГ – это профессиональные мероприятия, где собираются люди из сферы кинопроката. Именно здесь представители крупных студий предлагают права на фильмы, а дистрибьюторы выбирают картины в зависимости от спроса публики. На таких встречах происходят знакомства и поиск партнеров, которые могут предоставить интересные фестивальные фильмы. Как известно, чем дольше прокат, тем выгоднее фильм, но так как у нас небольшая аудитория, то в «Киномании» фильм показывается максимум 2 недели, что не очень выгодно прокатчикам. Однако благодаря именно хорошим отношениям с дистрибьюторскими компаниями мы можем привозить в Алматы настоящие киношедевры. В целом мы работаем по распространенной схеме, когда 50% от сборов идет дистрибьютору, а 50% – кинотеатру.
– То есть проект «Киномания» практически держится на чистом энтузиазме?
– Можно сказать и так. Это дело для души. И прежде чем начать воплощать нашу идею, мы много консультировались с профессионалами из Москвы, например, с Надеждой Котовой, программным директором кинотеатра «35 мм», в котором показывают независимое кино, а также с Мэри Назари – директором кинотеатра «Пионер».
Мы были сразу предупреждены, что для становления проекта понадобится полтора-два года и нужно запастись терпением. И «Киномания» делает все возможное. Например, была введена практика спецпоказов, то есть единственных показов того или иного фильма. Чаще всего это документальные фильмы, которые тоже стали пользоваться популярностью у зрителей.
Свой первый день рождения кинотеатр «Иллюзион Атриум» отпраздновал тоже оригинально – музыкальным марафоном фильмов-концертов легендарных исполнителей. Недавно мы провели фестиваль документальных фильмов о музыке Beat, который уже несколько лет проходит в Москве.
– Какие планы у вашего проекта на ближайшее и дальнейшее будущее?
– В ближайшее время мы привезем потрясающий фильм «Развод в большом городе» с Джулианой Мур и Стивом Куганом. Это экранизация знаменитого романа Генри Джеймса «Что знала Мэйзи», которая тронет до глубины души любого, кто ее посмотрит. А в следующем году намерены расширить количество площадок, на которых собираемся делать больше кинопоказов, киномарафонов, кинофестивалей и других интересных киномероприятий.