Одним из самых популярных и наиболее часто посещаемых музеев Барселоны, безусловно, по праву можно считать Музей выдающегося художника 20 века Пабло Пикассо, расположенный в самом центре старого города. Не вызывает сомнений тот факт, что искусство 20 века зачастую связывают именно с гением Пабло Пикассо.
Постоянную коллекцию музея составляют более 3 тыс. 500 работ Пикассо. Основу коллекции составляют работы раннего периода жизни художника в Барселоне, которые до создания музея хранились у родителей художника: все то, что Пикассо оставил, уезжая в 1904 году в Париж - от первых детских набросков до самого сока «голубого периода» и начала «розового».
Большая часть работ была передана в коллекцию музей самим автором в 1970 году. Также ощутимым вкладом в коллекцию музея послужили работы кисти Пабло Пикассо, переданные в дар музею секретарем и другом художника Хайме Сабартесом. Интересно, что даже после смерти своего друга Сабартеса Пикассо откладывал для него по экземпляру из тиража каждой своей гравюры. Все они хранятся в барселонском музее, многие выставлены.
Кроме великолепных картин мастера, в музее каждый откроет для себя Пикассо с иной стороны. Помимо всемирно известных живописных работ в музее выставлены коллекции керамических изделий и мало известные коллажи культового художника 20 века, переданные в дар его вдовой Жаклин.
Коллекция музея расположена в хронологическом порядке, что позволяет проследить творческий путь художника, увидеть его мастерство и стиль в динамике. В музее посетители имеют возможность проследить творческий путь основоположника кубизма - от первых детских рисунков карандашом в девятилетнем возрасте, до голубого (1901 – 1905 годов.) и розового периодов (1907 – 1914 годов), характеризующихся мрачным и светлым настроением работ.
В музее можно увидеть две из его первых главных работ, «Первое Причастие» (1896 год) и «Наука и Милосердие» (1897 год). Вершиной коллекции, несомненно, является серия из 59 работ «Менины». Все картины серии являются интерпретациями на тему шедевра не менее удивительного испанского художника Диего Веласкеса под одноименным название «Менины». Это полотно относится к загадочным произведениям искусства.
Диего Веласкес - величайший испанский живописец был кумиром отца модернизма и дедушки постмодернизма Пабло Пикассо. Вот уже полвека искусствоведы пытаются разгадать истинный смысл «эксперимента» Пабло Пикассо, который с августа по декабрь 1957 года, уединившись в студии на вилле «Калифорния» в Канне, создал 44 интерпретации знаменитой картины Веласкеса. В последствии он не оставлял эту тему.
Особого внимания любого посетителя и ценителя творчества великого мастера заслуживают в музее и следующие работы: «Танцовщица» и «Арлекин», на которые Пикассо вдохновило время, проведенное с русским балетом в Париже. Известен интересный факт из жизни мастера. В 1917 году поэт и друг художника Жан Кокто, сотрудничавший в то время с Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы - Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-ом у них родился сын Поль. В этот период своей жизни Пикассо отказывается от кубизма и начинает работать в манере неоклассицизма, за что награждается шквалом критики, как это было во время приверженности кубизма.