USD
488.91₸
-0.450
EUR
532.62₸
-0.830
RUB
5.00₸
+0.010
BRENT
75.47$
+0.360
BTC
70213.80$
+2164.000

Действенные инструменты по повышению мотивации сотрудников

Один из них – коммуникативный стиль руководства, считает эксперт Марк Кукушкин

Share
Share
Share
Tweet
Share
YJC

YJC

Регулярно каждый руководитель сталкивается с вопросом: как поддерживать огонь в глазах сотрудников? Тренинги, тимбилдинги, бонусы, премии, повышение заработной платы – в ход идет все. Работая с крупными международными компаниями и небольшими отечественными, я вижу, как изощряются HR, лишь бы люди давали желаемый результат. Финансисты закладывают миллионы в мотивационные инструменты, но часто эта самая мотивация стоит «две  копейки» и ее потенциал – в коммуникативном стиле руководства. Более подробно я решила поговорить на эту тему с одним из лучших российских экспертов, тренеров по вопросам мотивации – Марком Кукушкиным.

Марк Кукушкин – основатель компании «Тренинг-Бутик», партнер компаний Best T&D Group и «Ассессмент Системз Раша» (ASR), автор проектов «ПиР: практики развития и ОТУМКа (Открытый Тренерский Университет Марка Кукушкина).

- Марк, когда вы начинаете работать с компанией, на что в первую очередь обращаете внимание?

- Во-первых, для меня очень важно понять, имеет ли руководитель представление о том, зачем существует его компания? И как говорит Саймон Синек: «Прибыль – это не ответ». Доход, прибыль, стоимость компании, оцифрованные цели – все это важно, но если организация ограничивается лишь этими показателями, она упускает смысл собственного существования, видение создаваемой ценности: что мы создаем, как мы меняем, улучшаем, облегчаем жизнь людей.

Во-вторых, очень важным показателем для меня является то, как руководитель видит людей в своей организации: только как ресурс или как источник ценности и возможность синергии.

В-третьих, важно, как этот бизнес строит отношения с внешней средой – с поставщиками, партнерами, с местным сообществом. Если это делается по принципу приумножения, улучшения качества земли, на которой ведется бизнес, заботы об экосистеме, компания будет получать постоянное подтверждение своей необходимости.

- Все чаще к нам обращаются владельцы компаний, которые не знают, как воздействовать на молодое поколение, их крайне сложно удержать. Как работать с поколением Y, Z?

- Мы, поколение  X, живем, чтобы работать, мы убеждены, что работать надо тяжело, это должен быть прямо труд-труд! В нас заложены преодоление, героизм, жертвенность. Y и Z устроены иначе. Они понимают, что жизнь неправильно откладывать на «после работы». Понимают, что сохранение природы и мира вокруг – одна из ключевых задач человечества и их самих.

И это улица с двусторонним движением: учиться работать вместе надо всем поколениям.  Традиционный для X подход к Y: «Вы – молодежь, пороху не нюхали, а еще хотите свое мнение высказывать» – не работает. Их непродуктивно принуждать, они сами выберут тебя наставником, но на это нужно время. Старшие поколения больше про управленческую вертикаль, Y И Z про горизонталь, про доверие.

- Чем больше на рабочих местах появляется молодежи, тем актуальнее становится философия бирюзовых организаций. Я разговаривала с несколькими владельцами бизнесов, кто пытался внедрить у себя данный подход, и все в один голос заверяют, что это утопия.

- Быстрое «внедрение» бирюзы несет в себе массу ловушек и опасностей. Бирюза не внедряется, она выращивается, происходит это поэтапно и в течение нескольких лет. Важно, чтобы сам владелец был заражен вирусом бирюзы и самоорганизации. У нас в России екатеринбургский банк «Точка» работает по принципам холакратии, кто интересуется, может съездить на стажировку и узнать, как им это удалось: это был длинный путь. Самоорганизация взращивается при условии приверженности первых лиц.

В компаниях, где только переходят на самоорганизацию и есть формальный руководитель, одна из его основных задач – стать ненужным. Это чувствительно: стать ненужным, отдать управление, подписав конституцию компании (так в холакратии). Должна быть готовность самого руководителя к горизонтальному управлению, потому что это всегда удар по начальничьему эго. Идея самоорганизации заключается в том, чтобы к принятию решений были причастны те, кого они касаются.

Если мы возьмем организацию и просто перерисуем структуру, проведем несколько тренингов – ничего не изменится. Есть культурная брешь, которую необходимо заполнить, это элементарные привычки: учиться слушать, не перебивать, понимать, что ты можешь быть не прав, хоть и руководишь этой компанией 10 лет. Передача полномочий и ответственности людям должна проходить постепенно.

- Марк, поделитесь конкретными инструментами, которые уже после прочтения статьи смогут взять на заметку руководители для повышения мотивации своих сотрудников?

- Самое первое, что важно осознать всем руководителям: нужно быть доступным для коммуникации. Сделать встречи с командой регулярными – это крайне важно, например, съездил шеф куда-то на обучение, по приезду поделился информацией, ответил на вопросы, причем сделал это не только для коллег-управленцев, а для рядовых сотрудников. Такие регулярные встречи с командой есть в лучших компаниях Кремниевой долины – Марк Цукерберг выступает перед своими сотрудниками еженедельно.

Важный мотивационный момент – понимание людьми целей компании, вовлеченность в их создание и обсуждение. Как часто вы проводите коммуникационные и стратегические сессии с участием сотрудников?

Кроме того, важно персональное общение непосредственного руководителя с подчиненным. Как правило, прямых подчиненных бывает не больше 10 человек. Можно запланировать в течение недели разговор на 20-30 минут с каждым (во время обеда, совместной поездки на встречу и т.п.). Структура этих встреч предельно проста: какие цели у тебя были на прошлой неделе? Что получилось? С какими трудностями столкнулся? Как работаешь над их преодолением? Какие задачи на эту неделю? Признайтесь самому себе, как давно вы, как руководитель, выходили в поля, где работают ваши люди? Ваши сотрудники видели когда-нибудь, как вы общаетесь с клиентами? Вы даете им мастер-классы? Когда начальник не сидит в башне из слоновой кости, а вместе со всеми трудится в поле – это мотивирует людей.

Следующий важный момент: насколько лучшие практики, которые появляются где-то в компании, затем тиражируются и распространяются? Знаю компании, в которых сделки с клиентом закрываются и оплачиваются только тогда, когда произведена публичная презентация проекта и представлены выученные уроки. Сотрудник делится тем, как вел клиента, что у него получилось хорошо, что стоит поменять в будущих проектах (сделках). Важно делиться такими кейсами, это и есть элемент управления знаниями. Рассказывать о своих успехах – это норма, я хочу быть в такой компании, я готов участвовать во всех процессах и вникать во все нюансы, и я точно не захочу оттуда увольняться.

Нурдана Кульбаева, коммерческий директор компании FranklinCovey QAZAQSTAN, исследователь личной и командной эффективности

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.