Представьте себе ситуацию, когда лауреат Нобелевской премии по экономике решил преподавать в университете. За пять лет такой карьеры профессор проведет около 500 лекций и выступит перед парой тысяч студентов. Но что если лекции записать и бесплатно выложить в открытый доступ? Примерно по такой схеме сейчас работают массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Основанные примерно шесть лет назад сегодня обучающие платформы насчитывают порядка 78 млн студентов по всему миру, а университеты открывают доступ ко всем своим учебным материалам.
Среди крупнейших открытых курсов есть и те, чьи аппетиты не так обширны. Такие платформы нацелены на местный рынок, а преподавание идет, как правило, на паре локальных языков с субтитрами на английском. Это в лучшем случае. Другое дело, если профессор тараторит как радиоприемник на смеси английского и хинди, а все задания необходимо выполнять в срок, тогда лучше подыскать себе курсы с субтитрами на родном языке. «Капитал.kz» рассказывает о пяти наиболее популярных массовых открытых онлайн-курсах от различных стран мира.
Future Learn, Великобритания
«Будущее обучения» — именно так в вольном переводе звучит название платформы, основанной в Великобритании примерно в одно время с Coursera. Future Learn полностью принадлежит Британскому открытому университету, созданному 50 лет назад указом ее величества королевы Великобритании. Большинство партнеров платформы — это британские и европейские университеты. На 100 партнеров платформы приходится 70 европейских университетов. Среди заокеанских партнеров, сотрудничающих с FutureLearn, можно выделить Австралийский университет Дикина, университеты Южной Кореи и США. Примечательно то, что, например, курс по истории Англии времен короля Ричарда ведут преподаватели, которые еще вчера обнаружили могилу того самого короля, да еще и доказали, что она принадлежит ему.
XuetangX, Китай
Не самая популярная в мире, но очень распространенная в Китае, платформа XuetangX будет полезна тем, кто учится в Поднебесной. С платформой сотрудничают более 200 университетов и 1300 курсов. Шах и мат Coursera. XuetangX — первая и самая крупная платформа МООК в Китае, основанная при поддержке Университета Цинхуа и Министерства образования КНР в 2013 году. За это время на платформе появилось более 400 курсов на различные тематики, а количество пользователей перевалило за 5 млн. Платформой в основном пользуются китайские студенты, которые не до конца поняли пройденный материал в собственном университете. Для иностранных пользователей на платформе есть английские субтитры.
Coursera, США
Ну как же без нее. Coursera стала пионером в области массовых открытых онлайн-курсов, которые были задуманы двумя энтузиастами из Стэнфорда. Дафна Коллер и Эндрю Энг, тоже стэндфордский профессор, создали платформу еще в начале 2012 года. Тогда же за один год работы на онлайн-курсы записалось почти 4 млн человек. Сейчас у платформы более 30 млн пользователей и курсы от самых популярных университетов. Видеолекции, интерактивные игры и полноценные оценки — вот что предлагала платформа на начальном этапе. Это уже после на платформе стало появляться расширенное количество курсов и дисциплин.
Kadenze, США
Еще одна крупная платформа МООС из США, по сути, является младшей сестрой Coursera. Дело в том, что основатель Kadenze Ажай Капур раньше вел собственный курс «Введение в программирование для музыкантов и диджитал-художников» на Coursera, но то ли платформа для этого не совсем подходила, то ли у Капура были разногласия с основателями. В общем, в итоге он создал собственную платформу с отдельной системой сертификации. Например, первый курс на Kadenze бесплатный, но когда триал-версия заканчивается, пользователь должен купить последующие курсы для завершения обучения. Так, четыре курса основы музыкальных технологий обойдутся пользователю в $600, а изучение Photoshop, Illustrator и InDesign — в $900. Несмотря на то, что платформа далека от классического понимания массовых открытых курсов, и на Kadenze нашлись любители. Kadenze запустила партнерские программы совместно с департаментами искусства таких университетов, как Принстон, Стэнфорд и Калифорнийский институт искусств, где Капур является заместителем декана по исследованиям и разработкам в области цифровых искусств.
Miríada X, Испания
Еще одна региональная платформа с 600 разнонаправленными курсами, созданная совместно с Telefonica learning services (компания по предоставлению обучающих онлайн-решений) и Universia, крупнейшего содружества университетов в Испании и Португалии. Miríada остается одной из самых крупных региональных платформ с более чем 3 млн пользователей. В партнерах у Miríada около 100 университетов с испаноговорящими преподавателями, а курсы также проводятся на испанском и португальском языках.