USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.39$
+0.330
BTC
97019.40$
+2770.700

PR-провалы на государственном уровне

Почему нарушена коммуникация между государством и населением?

Share
Share
Share
Tweet
Share
PR-провалы на государственном уровне- Kapital.kz

Прошлый год оказался провальным для государственных коммуникаций. Информационная связь между властью и населением нарушилась, в итоге и общество, и сама власть собрали «большой урожай» PR-фэйлов. Это и инциденты с террористами, когда ведомства давали разную информацию, и недонесенные до широкого обсуждения масштабные реформы, что привело к тому, что общество «зацепилось» лишь за одну деталь этих реформ."Власть не хочет или не может коммуницировать с народом?" - главный вопрос, ответ на который пытались найти на XIII международном PR-форуме в Алматы. Центр деловой информации Kapital.kz представляет мнения участников сессии, посвященной этому вопросу. В начале — топ-10 PR-провалов, в конце — предположения экспертов о том, какие коммуникационные кризисы могут случиться в ближайшее время.

О жезлах и проваленных коммуникациях

Открывая дискуссию, управляющий партнер В2С Александр Данилов представил рейтинг громких коммуникационных провалов года по итогам анализа средств массовой информации и социальных сетей, составленный отделом мониторинга и анализа СМИ Казахстанского пресс-клуба. Авторы исследования подчеркивают: при составлении рейтинга различные реформы и заявления рассматривались не с точки зрения их сути, а только с точки зрения коммуникаций — насколько правильно или неправильно они были сделаны.

На 10-м месте Министерство культуры и спорта РК. Оно стало «излюбленной жертвой казахстанских СМИ» из-за того, что было много неподготовленной информации, в информационное поле было брошено много неподготовленных заявлений.

На 9-е место поставили «1 канал Евразия». «Несмотря на то что в судах была доказана правдивость заявлений, которые вышли в эфир, все было подано непрофессионально, так что канал стал жертвой обструкции в социальных сетях. Любая маленькая ошибка потом воспринималась как безумное событие, тот же сюжет с Познером. И мы видим, что коммуникационные ошибки привели к закрытию передачи и увольнению ведущих», — говорит спикер.

На 8-м месте объявление об отмене использования сотрудниками дорожной полиции жезлов. Почему — потому что эта новость вышла буквально перед Новым годом, информационное поле об этом молчало, и вдруг все увидели дорожных полицейских, которые что-то показывали руками, и никто не понимал, что они делают. Информационное поле не было подготовлено, был просто вброшено принятое решение, и никто не знал, что с этим делать. И параллельно с этой инициативой шло увеличение штрафов за противодействие сотрудникам полиции.

На 7-м месте — модернизация общественного сознания. Была всеобъемлющая статья президента, но история про то, как все поддерживают, но не знают, что именно. Достаточно большой пул предложений и идей стал обсуждаться только с упором на переход на латиницу.

На 6-м месте образовательная реформа. Не было поддержки среди топовых спикеров. Многие не поняли, что есть и будет. Но уже сейчас можно заметить, что меняется восприятие, примером может служить ЕНТ.

Закрытые дискуссии

На 5-м месте — «стрелок из Алматы». Из-за молчания государственных органов любого уровня в обществе росли слухи, информационная нескоординированность привела к тому, что МВД пришлось угрожать журналистам и распространителям слухов уголовной ответственностью. Такие «угрозы» в дискуссии всегда означают провал коммуникаций.

На 4-м месте — спасение Казкома. «Это пример того, как топ-менеджеры государства говорят одно, а потом возникает пауза, и мы слышим несколько иные заявления. Пресс-служба пытается менять отношение к этому, и мы получаем непродуманную коммуникацию», — поясняет Александр Данилов.

На 3-м месте поправки в 26-ю статью Конституции. «По сути, те поправки, которые предполагались как глубокие изменения Основного закона с широким обсуждением среди населения, превратились в закрытую дискуссию на e-mail Акорды, и все свелось к обсуждению 26-й статьи», — описывает кейс эксперт.

На 2-м месте — закон об обязательной временной регистрации. Несмотря на то что он долго обсуждался в парламенте, широкой дискуссии не было. И когда уже фактически были приняты нормы и изменения, стало понятно, что аудитория не готова. Этот закон, который охватывает огромную часть населения страны, был дискредитирован плохой информационной работой. Мы увидели огромные очереди в ЦОНах и высказывания о возврате к крепостному праву. Любые потуги министерств стали трактоваться негативно.

На 1-м месте — земельная реформа. Видимо, планировалось принять ее кулуарно, но потом вышло на широкую общественность, и главные спикеры были не готовы абсолютно. Постоянные инициаторы законопроекта были в роли догоняющих и всегда опаздывали за информационными поводами. Главное, что такая большая реформа, к которой чувствительно практически все общество, не дала ответы на вопросы, зачем, что, когда и почему. В итоге — широкомасштабные акции протеста, отставки, отказ от самой реформы.

Коммуникационный сбой внутри госаппарата

Директор неправительственной консалтинговой организации Risks Assessment Group — Kazakhstan (Группа оценки рисков) Досым Сатпаев в первую очередь высказал мнение, что вместо истории с жезлами он бы включил в рейтинг теракт в Актобе. «Чем он интересен? Он показал еще одну проблему, которая существует в Казахстане, — коммуникационный сбой внутри системы, внутри деятельности самих государственных структур. Когда произошел теракт, разные силовые структуры стали представлять разные версии случившегося — салафиты, криминал. Это вызвало диссонанс в общественном мнении, люди не поняли, что произошло. Точку поставил президент. Межведомственная конкуренция мешает быстро и эффективно определять информационную политику, которая должна отражать реакцию власти на чрезвычайные ситуации», — говорит спикер.

78d0f061004b53d1143a1ad873c.jpg

Эксперт считает, что перечисленные коммуникационные кризисы очень сильно ударили по всей власти, не по отдельным представителям — по ее имиджу и репутации. «У меня возникает ощущение, что прошлогоднее перераспределение полномочий, когда президент передал часть своих полномочий президенту и правительству, в том числе является реакций на эти коммуникационные провалы. Президенту просто надоело постоянно быть на передовой», — отметил Досым Сатпаев.

По его словам, если сравнивать с тем, что было 7−10 лет назад, то формально в Казахстане вроде бы появилось больше коммуникационных каналов. Но многие из них имеют бутафорский, декоративный характер. «Власть демонстрирует, что готова слушать, но она не готова прислушиваться к тем доводам, которые не совпадают с ее мнением», — в этом политолог видит корень проблемы.

Власть не хочет проблем

Заявленных реформ слишком много, а количество способов, с помощью которых планируется достичь светлого будущего, не только дезориентирует население, но создает проблемы самим органам власти, которые не являются консолидированной силой, считает президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

0cde2e073d9eb70f8c37199d305.jpg

Она обозначает алгоритм действий для правильного построения коммуникаций: необходимо сообщить новость, разъяснить, и только потом говорить о результатах, агитация должна быть на третьем-четвертом этапах. У нас же первые этапы провалились. Еще проблема — отсутствие значимых межведомственных, межсекторальных каналов. «Например, проводится реформа в здравоохранении, в Минздраве есть бюджет для продвижения реформы. Средства большие, но как они распределяются — непонятно, нет информации об этом. Реформы должны освещаться с разных сторон, разными ведомствами, у нас же они проводятся очень узко, внутри одной отрасли», — говорит эксперт.

Правительство не стало командой

«Много реформ — не от хорошей жизни. Ситуация во многих сферах такова, что если не делать реформы сейчас, то мы можем отстать навсегда», — прокомментировал политолог Айдос Сарым.

a2965ee67d65dbea9ce4cc55aee.jpg

Для того чтобы проанализировать ситуацию, он предлагает разделить перечисленные провальные кейсы на блоки. «Есть ментальные проблемы, как в случае с полицией. Если мы хотим иметь хорошие коммуникации и хороший сервис от полиции, полиция должна меняться. Потому что это прежде всего сервис, живущий на наши налоги, а не карательный орган», — говорит спикер.

Второй момент — системный. За долгое время, пока бюджеты были очень большими и нефть стоила дорого, власть привыкла к определенному формату общения. В 1990-е отношение было другим — денег не было, приходилось разговаривать, договариваться. «Жирные нулевые сильно испортили нашу власть. За все эти годы, которые у нас называют кризисными, правительство не сало командой. Самая большая проблема — это отсутствие ответственности. Чиновники «включаются» только тогда, когда начинает действовать личностный фактор.

Понятие коммуникаций извращено

«Коммуникационные провалы, безусловно, связаны с экономической, политической составляющими. Но мы в прошлом году получили результат многолетнего непрофессионального развития рынка коммуникаций — урожай собрали, правильно Айдос (Сарым. — Авт.) говорит», — продолжает тему генеральный директор PG Communications Асель Караулова.

4bfc146b7860a3c985ed84a05e5.jpg

Спикер видит проблему в отсутствии системного подхода. Хотя власть «хочет что-то делать», и сейчас гораздо проще разговаривать с государством, создано министерство коммуникаций, министр демонстрирует политику открытости.

Большая проблема — это пресловутый госзаказ, который «министерство сейчас пытается сделать профессиональным». Но то, в каком виде он существовал, привело к тому, что официальные лица — политики, депутаты — привыкли к односторонней коммуникаций. Они уверены: все, что они скажут, будет напечатано. «Когда люди много лет находятся в такой системе, им сложно перестроиться и работать нормально — выслушивать острые системные вопросы», — считает Асель Караулова.

Большинство коммуникаций со СМИ идет методом пропаганды. Это уже не работает, не цепляет. Сегодня наблюдается очень сильное падение доверия к источникам информации, поэтому вся коммуникация уходит в социальные сети. Но здесь проблема в формальном подходе. «Чиновники хотят получить инструментарий — они „бросились“ в соцсети, но не хотят смотреть вглубь, менять стратегию, работать над контентом», — поясняет спикер.

К сожалению, продолжает эксперт, у нас очень сильно извратилось понятие «коммуникации». Это видно даже по тендерам: если раньше требовалось разработать стратегию, ключевые сообщения, провести исследование, то сейчас большинство тендеров — это «разместить статью на 250 квадратов, разместить в социальных сетях и получить 400 лайков. 80 перепостов — и все. А где стратегия?» — обрисовывает ситуацию эксперт.

Отчеты прокуроров и «фабрики ботов»

«С населением коммуницируют по остаточному принципу. Народ не является основной аудиторией реформ. Есть работодатель — Лидер нации, есть кураторы в администрации президента, и там единение мнений по всем реформам существует», — такого мнения придерживается генеральный директор сети кофеен Angel-In-Us Алишер Еликбаев.

ede9e5cc91e072c68f88cce7ab1.jpg

Он уверен, что когда люди считают, что благодаря шумихе в социальных сетях они поменяли свое мнение, они чаще всего не понимают, что их использовали в очередной раз, и это результат действий клановых группировок внутри министерств. «Население для них просто пыль, которую трудно игнорировать, ее надо иногда протирать», — уверен спикер.

Говоря о коммуникациях через социальные сети, он отмечает ту специфику, которая там существует. «Это когда тебе звонят и говорят: мы знаем, что вы блогер, можете разместить у себя в инстаграме годовой отчет прокурора, и сколько это будет стоить». Или когда тебе на Фейсбук в личку присылают пресс-релиз — без здравствуйте-до свидания, просто вкладкой. Считается, что информационная работа проведена, кто-то за это деньги получил. Или когда в Астане существует две «фабрики ботов», они берут деньги за то, что пишут комментарии на информационных сайтах, в прошлом году у меня было два запроса на тренинги для них", — рассказывает спикер.

То, что сейчас пытаются делать с социальными сетями, подобно тому, что в свое время делалось со СМИ, только здесь это сложнее, потому что недовольных будет больше, заключает он.

P. S.На форуме перед спикерами был поставлен вопрос: каких коммуникационных провалов можно ожидать в этом году.

В числе версий, озвученных участниками дискуссии, — обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), ЭКСПО-2017. Также — сильный коммуникационный кризис в пенсионной реформе. И как потенциальный вариант — введение всеобщего декларирования доходов и расходов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.