Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев оценил работу правительства под руководством премьер-министра Алихана Смаилова. По его мнению, после январских событий в кабмине так и не появился антикризисный менеджер с хорошей командой, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Премьерство Алихана Смаилова всегда вызывало серьезное недовольство. Его уход ждали еще в начале 2023 года после критики, которая прозвучала в 2022 году. Многим Алихан Смаилов запомнился как премьер-эхо. Он только и делал, что повторял то, что ранее заявлял президент. Это совсем не то, чего ждут от антикризисного менеджера. Напротив, от тебя ждут инициативы, новой экономической программы. Однако после Кантара не было предложено ни одной экономической программы», - полагает Досым Сатпаев.
Политолог предлагает не переоценивать фигуру нового премьера в действующей политической системе Казахстана.
«Примерно после 2000 года любой премьер-министр в нашем правительстве - это не человек, приходящий со своей командой. Это скорее некая компромиссная фигура, которая устраивает определенную часть в окружении президента. Да и само правительство никогда не работает как эффективный орган, поскольку это не команда единомышленников, которые находятся на одной волне и заняты одним большим делом. Этого никогда там не было», - считает он.
По мнению Досыма Сатпаева, правительство - только вершина айсберга, под которым кроется гигантский бюрократический аппарат.
«Здесь нескончаемая межведомственная борьба, грызня и желание перетянуть на себя одеяло. Тем более кода речь идет о бюджетном финансировании. Это главный элемент борьбы между министрами. Взять побольше денег, чтобы потом их не освоить, как показывают отчеты. Есть еще акимы. Сегодня это отдельная епархия. При этом взаимодействие правительства и акимов - вообще такой black box. Кабмин разрабатывает какие-то программы, но на уровне акиматов ничего не реализуется», - отметил он.
Проблема в том, как подчеркивает Досым Сатпаев, что правительство до сих пор не сумело превратить официальную статистику в надежный инструмент замера реального положения дел в стране.
«Нам опять замыливают глаза, врут. По росту ВВП, по снижению инфляции. Только в январе Алихан Смаилов встречался с президентом, где заявил, что мы в два раза снизили инфляцию. Хотя рост цен на продукты продолжается. По росту бедности в стране - нам говорят 5%. Хотя Всемирный банк в 2022 году заявил, что (уровень - Ред.) бедности в Казахстане уже достиг 16%. Иными словами, статистику до сих пор держат как некое кривое зеркало. Но если вы сами получаете искаженные данные, сами себе врете, то какую экономическую программу вы вообще сможете выработать?» - недоумевает политолог.
По его мнению, аварии на экибазстуской ТЭЦ удалось избежать, если бы чиновники знали реальную статистику.
«Пока не произошли аварии, в правительстве вообще не шевелились. В итоге провели мониторинг и выяснили, что примерно 70% ТЭЦ в стране в аварийном состоянии. Они действую как пожарные. Так больше нельзя работать! Тем более после Кантара, начала войны в Украине, гигантских внутренних и внешних проблем, которые постоянно растут», - уверен Досым Сатпаев.
В заключение политолог предлагает властям активнее взаимодействовать с бизнесом и с людьми, которые работают «в поле».
«На уровне министров, премьера должны быть люди, которые работали «в поле» и имеют практический опыт, которые создавали с нуля предприятия, активно развивали сферы экономики. А у нас что премьер, что министры никогда нигде не работали кроме госструктур. Они командуют теми бизнесменами, которые постоянно выживают, реализуя свои экономические проекты, и к ним никто не прислушивается, - полагает Досым Сатпаев. - Нежелание слушать было при Алихане Смаилове. В 2020 году после начала войны в Украине бизнес предложил создать антикризисный штаб при правительстве. Однако тех представителей бизнеса, которые вошли в штаб, просто никто не слушал. По принципу «что вы тут нам предлагаете, мы сами все знаем и умеем». Такое пренебрежение привело страну в тупик».
Читайте также
Наследие экономики будет «разгребать» еще не один премьер-министр, считает известный финансист