USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.14$
+0.040
BTC
97872.50$
+3623.800

Досым Сатпаев: Акимам невыгодно проявлять инициативу

Политолог прокомментировал ситуацию в госсекторе

Share
Share
Share
Tweet
Share
Досым Сатпаев: Акимам невыгодно проявлять инициативу- Kapital.kz

В начале недели президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел первое расширенное заседание правительства, отдав 12 поручений и объявив один строгий выговор. В целом начал он довольно резко. Как внутри страны, так и по внешнеполитическим вопросам. Несмотря на все свое красноречие, Касым-Жомарт Токаев остается приверженцем старых путей, которые исповедовал его предшественник, сказал в интервью «Капитал.kz» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Такой подход не позволит решить существующие проблемы, считает политолог.

В минувший понедельник расширенное заседание в Кабмине можно было назвать особенной, учитывая участие в ней нового главы государства. Оно длилось более трех часов. Во внимании Токаева были все те же вопросы жилья, безработицы, сельского хозяйства, инвестиций, медицины, пособий, повышения зарплат и банковского сектора. Наряду с этим общественность интересовало, в каком ключе новый президент будет вести диалог с подчиненными и раздавать поручения. Оказалось, что пока риторика Токаева мало чем отличается от стиля первого президента в кругу подчиненных на публике. Касым-Жомарт Кемелевич с таким же успехом разносил министров за жилищные проблемы и самого премьера за неокупаемый и безнадежный проект по строительству ЛРТ в столице. Счетному комитету президент велел усилить меры ответственности за неэффективное использование и планирование бюджетных средств, о чем говорилось уже много раз. По его мнению, «квазигоссектор не должен быть священной коровой!». Вдобавок Токаев посоветовал всем прочитать книгу сингапурского лидера Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый», на которого так любит ссылаться Елбасы.

«В схожести риторики Назарбаева и Токаева нет ничего удивительного. Токаев является порождением старой политической системы, при которой в течение многих лет накапливались одни те же проблемы, с которыми боролся первый президент. Когда еще началась смена верховной власти, я говорил, что сейчас нужно говорить не о преемственности критики, а в первую очередь о преемственности проблем, с которыми столкнется новый президент. Сегодня эти проблемы, как минное поле, заложены во всех сегментах: в экономике и социальной сфере. Есть мины во внешней политике Казахстана, которые рано или поздно будут взрываться. Поэтому еще раз: нет ничего удивительного, что Токаев говорит то же самое, что и первый президент, поскольку проблемы те же самые. На фоне этого возникает день сурка, когда эти проблемы снова пытаются решить с помощью старого бюрократического аппарата», – считает директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев.

Пожалуй, самым проблемным вопросом, поднятым на расширенном заседании, стало снижение притока прямых иностранных инвестиций на 11,5%. По словам президента «показатель, прямо скажем, тревожный, снижение отмечается фактически по всем отраслям». При этом в правительстве не смогли до конца разобраться, с чем связано резкое падение притока инвестиций в экономику. В частности, глава МИД РК Бейбут Атамкулов отметил, что у нас сложные экспортные пути, санкционные войны.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр заявил об уменьшении транзитных перевозок. Снижение показателей произошло из-за воздействия внешних санкций, значительно уменьшилась доля перевозок в Иран и страны Кавказа, через Кавказ в Турцию.

Президент в свою очередь во всем обвинил акимов, которые не умеют работать с инвесторами на местах.

«Вы должны заниматься привлечением инвестиций. Иногда я смотрю по телевизору, как вы принимаете делегации предпринимателей, инвесторов. Это никуда не годится! Садитесь во главе стола, рассаживаете их на расстоянии двух-четырех метров, ведете себя, как руководители каких-то княжеств», – сказал глава государства, обращаясь к акимам регионов.

Как раз эту ситуацию мы обсудили с Досымом Сатпаевым.

– Досым, почему во всем всегда виноваты акимы и с чем связано неэффективное региональное управление в стране?

– Существующая система регионального управления неэффективна, так как основное количество регионов остается дотационным. Акимам невыгодно проявлять инициативу, тем более что она наказуема в данной системе. Когда ты начнешь демонстрировать какие-то успехи, с тебя будут требовать больше, чем с остальных, и будут сокращаться вливания в регион. Это никому не выгодно. Об этом неоднократно говорил сам Назарбаев – о том, что акимы все время смотрят в сторону правительства и Акорды и не проявляют инициативу с точки зрения создания рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций. Второй момент: наши акимы назначаются президентом. Если бы была введена выборность акимов – это стало бы интересным изменением. С акимов бы требовал не президент, а население тех регионов, которое его выбрало.

– Тем не менее почему в страну не идут инвестиции?

– Это проблема в деформации вертикали. В этом вопросе у нас оторвана связь между регионами, правительством, а также бизнес-структурами. Правительство пишет красивые программы по привлечению инвестиций. Президент совершает многочисленные зарубежные визиты, привлекая инвесторов. Но когда они приходят в Казахстан и начинают работать в регионах, начинаются проблемы. Каждый из наших регионов – это государство в государстве, а акимы, как Токаев сказал, – князья.

– Влияют ли российские санкции на инвестиционный климат в Казахстане?

– У нас как всегда одни чиновники противоречат другим. Когда открывали МФЦА, хором активно пиарили этот проект. Говорилось о том, что благодаря антироссийским санкциям Казахстан станет тихой гаванью для инвестиций и ведения бизнеса для инвесторов, которые не могут работать в России или в Украине, где политическая нестабильность. Однако ничего этого не произошло. Другая проблема в том, что у нас появился новый конкурент в лице Узбекистана. Сейчас эта страна больше привлекает инвесторов по сравнению с Казахстаном. Там транзит власти уже закончился, а у нас пока еще не начался. Этот момент тоже беспокоит инвесторов.

– Что вы думаете о списании долгов по кредитам малоимущим. Насколько оправдана эта единовременная акция, которая вряд ли повысит благосостояние казахстанцев?

– Есть пословица, что лучше давать не рыбу, а удочку. Самым эффективным способом повышения благосостояния в стране станет активная поддержка малого и среднего бизнеса. Какой смысл делать акцент только на крупный бизнес с точки зрения привлечение тех же иностранных инвесторов. Основная часть инвестиций в основном работает в добывающем секторе. Инвестиции, которые идут в сельское хозяйство и несырьевые сектора экономики, относительно небольшие. Основой развития должен быть малый и средний бизнес, о чем на официальном уровне говорится уже на протяжении 10 лет. Та же программа «Дорожная карта бизнеса». Правительство пыталось финансировать малый и средний бизнес, но ничего не получилось, поскольку банковская система в Казахстане не приспособлена к работе с точки зрения развития страны. Те же самые финансовые банковские структуры создавались не для того, чтобы стать частью реальной экономики, а в основном для того, чтобы быть аффилированными с представителями политической элиты либо с крупными национальными компаниями.

– Как быть в сложившейся ситуации?

– Единственный способ – начать реформировать систему госуправления. Ввести выборность акимов. Сократить госаппарат за счет привлечения специалистов высокого класса. Где молодые управленцы в регионах – те самые болашаковцы, которые получили образование за рубежом? Этих людей не видно. Вместо этого в Казахстане наблюдается увеличение потока внутренней миграции. Именно молодежь едет в Алматы и Нур-Султан. Это значит, что в регионах молодым казахстанцам не смогли предоставить хороших возможностей в плане образования, работы и открытия бизнеса. Поэтому на уровне кадрового резерва нужны серьезные перестановки, нужны люди, которые могли бы сделать регионы более конкурентоспособными.

– На заседании Касым-Жомарт Токаев объявил строгий выговор министру обороны Нурлану Ермекбаеву за взрывы в Арыси. Способен ли новый президент на более резкие действия? Распустить правительство и поставить угодных ему людей?

– В этом плане у него ограниченные возможности. Внутри элитный статус Токаева играет важную роль, ведь он не является олигархом, у которого большие финансовые возможности, широкий круг людей, которых он мог бы расставить на разные государственные позиции. У него не очень большая команда и число сторонников. Никто не позволит Токаеву заниматься кадровыми перестановками на ключевых позициях госаппарата. Эти позиции остались за теми же людьми, которые сидели до Токаева. Хотя в правительстве появилось несколько новых молодых лиц, в частности, в министерстве образования прошли кадровые перестановки. Возможно, это как раз попытка Токаева пролоббировать своих людей на некоторые позиции, которые с точки зрения номенклатурной бюрократической иерархии не являются ключевыми.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.