В начале недели президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел первое расширенное заседание правительства, отдав 12 поручений и объявив один строгий выговор. В целом начал он довольно резко. Как внутри страны, так и по внешнеполитическим вопросам. Несмотря на все свое красноречие, Касым-Жомарт Токаев остается приверженцем старых путей, которые исповедовал его предшественник, сказал в интервью «Капитал.kz» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Такой подход не позволит решить существующие проблемы, считает политолог.
В минувший понедельник расширенное заседание в Кабмине можно было назвать особенной, учитывая участие в ней нового главы государства. Оно длилось более трех часов. Во внимании Токаева были все те же вопросы жилья, безработицы, сельского хозяйства, инвестиций, медицины, пособий, повышения зарплат и банковского сектора. Наряду с этим общественность интересовало, в каком ключе новый президент будет вести диалог с подчиненными и раздавать поручения. Оказалось, что пока риторика Токаева мало чем отличается от стиля первого президента в кругу подчиненных на публике. Касым-Жомарт Кемелевич с таким же успехом разносил министров за жилищные проблемы и самого премьера за неокупаемый и безнадежный проект по строительству ЛРТ в столице. Счетному комитету президент велел усилить меры ответственности за неэффективное использование и планирование бюджетных средств, о чем говорилось уже много раз. По его мнению, «квазигоссектор не должен быть священной коровой!». Вдобавок Токаев посоветовал всем прочитать книгу сингапурского лидера Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый», на которого так любит ссылаться Елбасы.
«В схожести риторики Назарбаева и Токаева нет ничего удивительного. Токаев является порождением старой политической системы, при которой в течение многих лет накапливались одни те же проблемы, с которыми боролся первый президент. Когда еще началась смена верховной власти, я говорил, что сейчас нужно говорить не о преемственности критики, а в первую очередь о преемственности проблем, с которыми столкнется новый президент. Сегодня эти проблемы, как минное поле, заложены во всех сегментах: в экономике и социальной сфере. Есть мины во внешней политике Казахстана, которые рано или поздно будут взрываться. Поэтому еще раз: нет ничего удивительного, что Токаев говорит то же самое, что и первый президент, поскольку проблемы те же самые. На фоне этого возникает день сурка, когда эти проблемы снова пытаются решить с помощью старого бюрократического аппарата», – считает директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев.
Пожалуй, самым проблемным вопросом, поднятым на расширенном заседании, стало снижение притока прямых иностранных инвестиций на 11,5%. По словам президента «показатель, прямо скажем, тревожный, снижение отмечается фактически по всем отраслям». При этом в правительстве не смогли до конца разобраться, с чем связано резкое падение притока инвестиций в экономику. В частности, глава МИД РК Бейбут Атамкулов отметил, что у нас сложные экспортные пути, санкционные войны.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр заявил об уменьшении транзитных перевозок. Снижение показателей произошло из-за воздействия внешних санкций, значительно уменьшилась доля перевозок в Иран и страны Кавказа, через Кавказ в Турцию.
Президент в свою очередь во всем обвинил акимов, которые не умеют работать с инвесторами на местах.
«Вы должны заниматься привлечением инвестиций. Иногда я смотрю по телевизору, как вы принимаете делегации предпринимателей, инвесторов. Это никуда не годится! Садитесь во главе стола, рассаживаете их на расстоянии двух-четырех метров, ведете себя, как руководители каких-то княжеств», – сказал глава государства, обращаясь к акимам регионов.
Как раз эту ситуацию мы обсудили с Досымом Сатпаевым.
– Досым, почему во всем всегда виноваты акимы и с чем связано неэффективное региональное управление в стране?
– Существующая система регионального управления неэффективна, так как основное количество регионов остается дотационным. Акимам невыгодно проявлять инициативу, тем более что она наказуема в данной системе. Когда ты начнешь демонстрировать какие-то успехи, с тебя будут требовать больше, чем с остальных, и будут сокращаться вливания в регион. Это никому не выгодно. Об этом неоднократно говорил сам Назарбаев – о том, что акимы все время смотрят в сторону правительства и Акорды и не проявляют инициативу с точки зрения создания рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций. Второй момент: наши акимы назначаются президентом. Если бы была введена выборность акимов – это стало бы интересным изменением. С акимов бы требовал не президент, а население тех регионов, которое его выбрало.
– Тем не менее почему в страну не идут инвестиции?
– Это проблема в деформации вертикали. В этом вопросе у нас оторвана связь между регионами, правительством, а также бизнес-структурами. Правительство пишет красивые программы по привлечению инвестиций. Президент совершает многочисленные зарубежные визиты, привлекая инвесторов. Но когда они приходят в Казахстан и начинают работать в регионах, начинаются проблемы. Каждый из наших регионов – это государство в государстве, а акимы, как Токаев сказал, – князья.
– Влияют ли российские санкции на инвестиционный климат в Казахстане?
– У нас как всегда одни чиновники противоречат другим. Когда открывали МФЦА, хором активно пиарили этот проект. Говорилось о том, что благодаря антироссийским санкциям Казахстан станет тихой гаванью для инвестиций и ведения бизнеса для инвесторов, которые не могут работать в России или в Украине, где политическая нестабильность. Однако ничего этого не произошло. Другая проблема в том, что у нас появился новый конкурент в лице Узбекистана. Сейчас эта страна больше привлекает инвесторов по сравнению с Казахстаном. Там транзит власти уже закончился, а у нас пока еще не начался. Этот момент тоже беспокоит инвесторов.
– Что вы думаете о списании долгов по кредитам малоимущим. Насколько оправдана эта единовременная акция, которая вряд ли повысит благосостояние казахстанцев?
– Есть пословица, что лучше давать не рыбу, а удочку. Самым эффективным способом повышения благосостояния в стране станет активная поддержка малого и среднего бизнеса. Какой смысл делать акцент только на крупный бизнес с точки зрения привлечение тех же иностранных инвесторов. Основная часть инвестиций в основном работает в добывающем секторе. Инвестиции, которые идут в сельское хозяйство и несырьевые сектора экономики, относительно небольшие. Основой развития должен быть малый и средний бизнес, о чем на официальном уровне говорится уже на протяжении 10 лет. Та же программа «Дорожная карта бизнеса». Правительство пыталось финансировать малый и средний бизнес, но ничего не получилось, поскольку банковская система в Казахстане не приспособлена к работе с точки зрения развития страны. Те же самые финансовые банковские структуры создавались не для того, чтобы стать частью реальной экономики, а в основном для того, чтобы быть аффилированными с представителями политической элиты либо с крупными национальными компаниями.
– Как быть в сложившейся ситуации?
– Единственный способ – начать реформировать систему госуправления. Ввести выборность акимов. Сократить госаппарат за счет привлечения специалистов высокого класса. Где молодые управленцы в регионах – те самые болашаковцы, которые получили образование за рубежом? Этих людей не видно. Вместо этого в Казахстане наблюдается увеличение потока внутренней миграции. Именно молодежь едет в Алматы и Нур-Султан. Это значит, что в регионах молодым казахстанцам не смогли предоставить хороших возможностей в плане образования, работы и открытия бизнеса. Поэтому на уровне кадрового резерва нужны серьезные перестановки, нужны люди, которые могли бы сделать регионы более конкурентоспособными.
– На заседании Касым-Жомарт Токаев объявил строгий выговор министру обороны Нурлану Ермекбаеву за взрывы в Арыси. Способен ли новый президент на более резкие действия? Распустить правительство и поставить угодных ему людей?
– В этом плане у него ограниченные возможности. Внутри элитный статус Токаева играет важную роль, ведь он не является олигархом, у которого большие финансовые возможности, широкий круг людей, которых он мог бы расставить на разные государственные позиции. У него не очень большая команда и число сторонников. Никто не позволит Токаеву заниматься кадровыми перестановками на ключевых позициях госаппарата. Эти позиции остались за теми же людьми, которые сидели до Токаева. Хотя в правительстве появилось несколько новых молодых лиц, в частности, в министерстве образования прошли кадровые перестановки. Возможно, это как раз попытка Токаева пролоббировать своих людей на некоторые позиции, которые с точки зрения номенклатурной бюрократической иерархии не являются ключевыми.