В Казахстане автомобильное топливо становится все дороже. Сегодня на АЗС Sinooil бензин марки АИ-92 стоит 143 тенге, в конце декабря прошлого года литр продавался за 134 тенге. Сеть Helios предлагает ходовую марку также по 143 тенге за литр, в декабре на ценниках значилась цифра 135 тенге. Заправочные станции «КазМунайГаза» также продают литр 92-го по 143 тенге, тогда как в декабре топливо в розницу в этой сети стоило 133 тенге за литр. Royal Petrol поднял цены со 135 тенге в декабре до 142 тенге в настоящее время. За три с половиной месяца — плюс 7−10 тенге на литр. И тут реплика Кисы Воробьянинова, когда он изучал меню в ресторане и обнаружил там высокие цены: «Одна-а-ако!».
«Капитал.kz» собрал топ-3 альтернативных видов, которые могут в ближайшем будущем заменить традиционный бензин в качестве автомобильного топлива. По крайней мере, именно эти виды рассматриваются всерьез.
Поедут ли авто на «кукурузе»?
В конце марта американские переработчики нефти встретились с представителем администрации президента США Дональда Трампа — обсуждали национальную программу, касающуюся биотоплива. Некоторые производители полагают, что эта программа угрожает их деятельности, хотя, безусловно, фермерам она выгодна, поскольку они могут поставлять сырье. Соединенные Штаты вместе с Бразилией заняли первые позиции в мире в производстве биотоплива — 87%, это стало возможным благодаря государственной поддержке.
По данным сайта ictsd.org, с конца 1990-х годов в мире стали производить в десятки раз больше биотоплива, в 2013-м ежегодный объем превысил 60 млн тонн. К 2020 году примерно 15% топлива для транспорта будет производиться из биологического сырья. К слову, биоэтанол первого поколения делали из сахарной свеклы, тростника, кукурузы, биоэтанол второго поколения — из непродовольственного сырья, например, пищевых отходов, отходов деревообрабатывающей промышленности либо из специально выращиваемых растений.
В качестве рисков использования биотоплива называется продовольственная безопасность, проблемы с поливом, с использованием удобрений. Выращивание определенных культур зачастую связано с климатическими особенностями тех или иных регионов, поэтому производство биотоплива в одних регионах может оказаться дороже аналогичного производства в других регионах. Ну и, пожалуй, главная трудность — сложности работы обычных двигателей на растительном топливе.
Подзарядиться от солнца
Казалось бы, чего проще — использовать «бесплатную» энергию солнца для того, чтобы заряжать своего «железного коня»? Еще в середине прошлого века один из инженеров General Motors Уильям Кобб представил нечто, похожее на автомобиль с солнечными батареями. Модель была крошечной и ездила на очень не большой скорости. Унылое зрелище. Инженера уволили, идею практически зарубили.
Сегодня о производстве автомобилей с солнечными батареями заявляют многие страны. Например, в середине прошлого года китайский производитель солнечных батарей Hanergy представил модели автомобилей, которые могут напрямую заряжаться от солнечных лучей во время движения, в то же время аккумуляторные батареи можно заряжать с помощью зарядных устройств для электромобилей. Максимально заряженные литиевые батареи позволяют авто перемеситься на 322 км без подзарядки. Производитель сообщил, что представленные модели — «первые в своем роде, работающие полностью на солнечной энергии». Скоро может начаться их массовое производство.
А вот другой пример. В прошлом году австралийская компания Clenergy Team Arrow представила спорткар Arrow STF. Помимо двух электродвигателей, на нем установлен комплект литий-ионных аккумуляторов, питающихся и от электрической розетки, и от солнечных батарей. Сообщается, что в условиях города запаса ходя этого автомобиля хватит на 1 тыс. км. Компания уже получила несколько заказов на модель, но пока не известно, станет ли его производство серийным. Стоить такой автомобиль может около $250 тыс.
В ноябре прошлого года президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву во время его визита в Японию продемонстрировали солнцемобиль Tokai Challenger. Это плод совместного творчества студентов университета Tokai и автомобильных компаний Японии. Президент высказал надежду, что подобные разработки будут представлены на выставке EXPO-2017 в Астане.
Как правило, представляемые модели рассчитаны на одну персону. Но уже есть разработки семейных солнечных автомобилей. Такую модель, например, представили в 2015 году в Турции — Aruna разработана Стамбульским техническим университетом. В 2013 году семейную модель — Stella — также представляли студенты Технического университета Эйндховена (Нидерланды).
В числе задач, которые предстоит решить разработчикам автомобилей, питающихся энергией солнца, считается высокая стоимость фотопреобразователей, увеличение отдачи не меньше чем до 40%, снижение веса автомобиля, что необходимо для того, чтобы он потреблял меньше энергии. Так что солнечные автомобили, возможно, еще не скоро разнообразят городские пейзажи своим «космическим видом».
13 «друзей» водородного топлива
Одним из альтернативных бензину вариантов уже много лет рассматривается водородное топливо. Причем иногда его называют самой перспективной заменой.
В январе информагентства сообщили: на Всемирном экономическом форуме в Давосе создан Совет по водородным технологиям. В него вошли 13 компаний — промышленных гигантов, в их числе — Toyota, Shell, Hyundai, Honda. Предлагают присоединиться к водородной инициативе нефтегазовым компаниям, завлекают финансовыми бонусами.
Но каковы перспективы такого вида топлива? Есть мнение, что активное его продвижение — это попытка сохранить транспорт на двигателях внутреннего сгорания и поддержать таким образом производителей авто и нефтяных игроков. Однако в то же время есть мнение, что через несколько десятков лет нефтяная эпоха закончится, многие страны, в частности Великобритания, Норвегия, прошли пик добычи нефти. В Казахстане нефть и газ могут добывать более сотни лет — так считает известный геолог, открывший газовое месторождение Амангельды, Марат Майлибаев. Но вместе с тем, по его мнению, именно в качестве топлива нефть уже к середине века уступит газу, затем — возобновляемой и ядерной энергетике, нефть же перейдет в разряд сырья для химической промышленности.
С водородным топливом не все так просто. Да, оно экологично, это главное преимущество, оно более эффективно по сравнению с бензином и керосином. Но в то же время получать такое топливо в промышленном масштабе — дело непростое и дорогостоящее. К тому же потребуется строить сети заправочных станций, совершенствовать технологии хранения этого топлива, а топливные элементы на водороде стоят дорого.