Компания ТШО организовала пресс-тур на нефтегазовое месторождение Тенгиз. Журналистам показали, как возводится Завод третьего поколения и другие объекты в рамках Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД). Это интегрированные проекты, которые реализуются на месторождении одновременно — для увеличения добычи и поддержания производительности действующих мощностей.
«5 июля этого года было принято окончательное решение о финансировании Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением. Их реализация предполагает увеличение добычи нефти на Тенгизе на 12 млн тонн. Если сейчас мы добываем 26−27 млн тонн в год, то после реализации ПБР-ПУУД рассчитываем добывать 38−39 тонн нефти в год», — рассказал Рзабек Артыгалиев, генеральный менеджер отдела по связям с правительством и общественностью ТШО.
По его словам, предполагается, что на проекте на пике будет создано 20 тыс. рабочих мест. «Это не значит, что такое количество будет в один или два года. Мы говорим о пике рабочих мест по семи категориям, при этом 90% будет покрываться вахтовым методом. Срок реализации — 5−6 лет», — пояснил представитель компании.
Масштабные работы на дне
Первая часть экскурсии включала облет месторождения на самолете. «Обычно наши самолеты над самим Каспием не летают, это подарок вам», — отметил представитель компании.
ПБР-ПУУД предполагает строительство Маршрута транспортировки грузов (МаТраГ) с северо-восточной части Каспийского моря на Тенгиз, в том числе дноуглубительные работы по устройству морского канала для захода барж в Прорву. Конструкционные составляющие для проекта, сборка которых будет выполняться на казахстанских производственных площадках, будут доставляться на Тенгиз по МаТраГ.
МаТраГ включает несколько объектов — морской канал, терминал разгрузки грузов (ТРГ), терминал хранения грузов (ТХГ), грузовую дорогу. Строить и эксплуатировать объекты будет ТОО «ТенизСервис» — компания, аффилированная с НК «КазМунайГаз» (КМГ — партнер ТШО).
В компании сообщили, что изготовление основного оборудования для ПБР-ПУУД и предварительная сборка в модули будет осуществляться в Казахстане, Южной Корее и Италии с последующей транспортировкой на Тенгиз, где будет осуществляться окончательный монтаж.
Журналистам рассказали, что проводятся серьезные дноуглубительные работы, в общей сложности будет вынуто примерно 18 млн куб. м морского грунта. «Можно сказать, что таких дноуглубительных работ в акватории Каспийского моря не производилось, за исключением соответствующих работ на месторождении Кашаган», — сообщил представитель компании.
«Пролетаем над тем участком моря, где будет сооружен большой канал для многотоннажных судов, визуально увидеть невозможно, просто можно представить, что он расположится вдоль берега», — прокомментировал он.
Терминал разгрузки грузов займет территорию 15 га, будет сооружено четыре причала. Терминал предназначен для разгрузки модулей и грузов общего назначения. Также здесь будут сооружены склады и остальные вспомогательные объекты. Другой терминал — терминал для хранения грузов — расположится на площади 12 га. В рамках проекта расширения сооружается насыпная дорога длиной 14 км.
Из иллюминаторов самолета журналисты увидели серные карты — сейчас уже пустые. Раньше здесь складировалась сера, сейчас здесь идет рекультивация грунта. ТШО реализовал 9 млн тонн «исторически складируемой серы». Сейчас хранится около 100 тыс. тонн серы — точнее, складируется и тут же продается.
Третий завод: без серы
Наземная часть экскурсии предполагала осмотр объектов месторождения из автобуса. Журналистам показали участки, где происходит забивка свай для Завода третьего поколения. Используются сваи трех типов — 12-, 14- и 16-метровые. Поставщики свай — одна компания из Алматы, две из Атырау. Забивкой свай занимается казахстанско-арабская компания. Предполагается, что на площадке Завода третьего поколения будет забито приблизительно 23 тыс. свай. Примерно месяц назад начата заливка бетона под трубные эстакады и модули.
В 2008 году ТШО завершил проект Закачки сырого газа и Завод второго поколения (ЗСГ/ЗВП), за счет чего добыча нефти приблизилась к 75 тоннам в сутки, производство природного газа — 22 млн куб. м в сутки. В компании приводят цифры за январь-сентябрь 2016 года: объем добычи сырой нефти — 20 млн тонн. Завод второго поколения — крупнейшая в мире единая комплексно-технологическая линия, где нефть стабилизируется и из нее удаляются все серосодержащие компоненты.
Разница между Заводом третьего поколения и Заводом второго поколения будет заключаться, во-первых, в строительстве: на третьем заводе будет применяться модульное строительство, то есть установки будут приходить на площадку в готовом, собранном виде. И его площадь будет на 20−30% больше. Во-вторых, третий завод не предполагает производство серы. «Для того чтобы получать меньше серы или вообще не получать, мы будем газ закачивать обратно в пласт. Также это нужно для поддержания пластового давления», — сообщили во время пресс-тура. Сейчас 30% добываемого попутного газа закачивается обратно в пласт.
Завод третьего поколения рассчитан на работу в течение 30 лет. Предполагается, что в конце 2022 — в 2023 году он будет полностью запущен.
Стратегические инвестиции
Отметим, что в конце прошлого года на встрече с журналистами в Алматы Тэд Этчисон, генеральный директор ТШО, говорил о том, что низкие цены на нефть дают хорошую возможность для реализации проекта ПБР-ПУУД. «Проектная группа может взаимодействовать с наилучшими международными поставщиками и специалистами. Таким образом, мы достигнем наивысшего качества исполнения и оптимальной стоимости реализации. Если низкие цены на нефть мы контролировать не можем, то в наших силах контролировать эти вопросы. В долгосрочной перспективе такие мегапроекты являются стратегическими инвестициями», — сказал тогда глава компании.
«Тенгизшевройл» был создан в 1993 году на основе соглашения между Республикой Казахстан и компанией «Шеврон». В настоящее время партнерами являются: «Шеврон» — 50%, «ЭксонМобил Казахстан Венчурс Инк.» — 25%, НК «КазМунайГаз» — 20%, СП «ЛукАрко» — 5%. Концессионное соглашение «Тенгизшевройла» истекает в 2033 году.