С 7 июля в Алматы стал доступен вызов сервиса Uber. Чуть позже в нашем городе появилось «Яндекс.Такси». Приход на наш рынок двух таких гигантов не мог пройти незамеченным в социальных сетях. О том, как отзываются пользователи соцсетей о новых услугах и что изменилось в общем раскладе на рынке такси, — в исследовании, представленном агентством «Медиа-Систем» и деловым еженедельником «Капитал.kz». Исследование охватило период времени с 4 августа по 10 октября текущего года.
Рейтинг упоминаемости возглавили две компании: такси Uber и «Яндекс.Такси». Причем Uber лидирует со значительным отрывом: 2730 упоминаний против 440. Одно из объяснений этому — компания Uber зашла на казахстанский рынок на несколько недель раньше, чем «Яндекс.Такси».
Не менее интересна статистика позитивных и негативных отзывов об услугах этих двух компаний. Сервис Uber: 258 позитивных отзывов, 246 негативных. «Такси Яндекс»: 70 позитивных отзывов, 31 негативный.
Мы все хорошо помним, с каким воодушевлением встречали алматинцы появление в нашем городе представителя высоких технологий в сфере транспорта компанию Uber. Можно сказать, что имиджевая почва для этого события уже была подготовлена и даже информационно «удобрена». Казахстанцы, часто бывающие за рубежом, уже имели возможность познакомиться с этой услугой и с удовольствием делились в социальных сетях своими воспоминаниями о преимуществах бренда: быстрота обслуживания, низкие цены, вежливые водители, безупречные автомобили, оплата с помощью платежной карты.
Первые несколько недель, начиная со дня официального захода Uber на казахстанский рынок, были отмечены шквалом позитивных отзывов в социальных сетях. Для того чтобы убедиться в этом, не требовалось никакого исследования, достаточно было зайти в социальные сети и прочитать очередной восторженный отзыв. Такому приему способствовала и бизнес-стратегия компании Uber: бесплатные поездки в течение 3 дней, многочисленные акции в пользу потребителей услуги. 4 августа компания Uber даже поблагодарила алматинцев за теплый прием и объявила о снижении стоимости проезда ровно вдвое. Акция длилась в течение всего августа. Довольны были все — и Uber, и алматинцы.
Но уже в середине августа в Сети стали появляться единичные критические отзывы о новой услуге.
В целом рейтинг упоминаемости выглядит следующим образом: число упоминаний в социальных сетях привычных алматинцам услуг такси составляет: такси «Лидер» — 288 отзывов, из них 67 позитивных, 41 негативный; «Эко Такси» — 183 отзыва, из них 4 позитивных, 136 негативных; «Командир» — 152 отзыва, 4 позитивных, 97 негативных. Здесь требуется небольшое пояснение: бренды «Эко Такси» и «Командир» принадлежат одной компании. Но в сознании потребителей они почему-то разделены.
Хочется отметить, что появление на рынке двух таких гигантов, как Uber и «Яндекс», внесло серьезный переполох в жизнь горожан и добавило страстей в конкурентную борьбу между компаниями, представляющими услуги извоза. Сравнительный анализ стоимости и уровня обслуживания очень часто можно было встретить в ленте соцсетей. Наиболее обсуждаемые темы — качество услуг такси от различных компаний. Число комментирующих — в среднем до 100 человек под каждым постом. Негатива досталось не только Uber, но и давно присутствующим на рынке «Лидер», «Эко Такси», «Командир».
В процессе анализа медиамассива мы открыли для себя «другой мир» — параллельную реальность, в которой идет война брендов. Ну, словно темные против светлых, вампиры против оборотней, ночной дозор против дневного.
В этой нешуточной борьбе за клиентов порой невозможно отделить отзывы реальных пользователей сетей от отзывов виртуальных зомби. Происходящее в соцсетях напоминает игру в «верю — не верю».