Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев презентовал в мажилисе новый законопроект «О развитии местного самоуправления». Выступая перед депутатами, глава ведомства особо подчеркнул, что на вооружение для нашего МСУ был взят хорошо зарекомендовавший себя опыт Польши с ее гминами и вуйтами, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Куандык Бишимбаев отметил, что главой государства поручено на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов внедрить самостоятельный бюджет местного самоуправления. Поэтому Национальной комиссией по модернизации были проработаны подходы по внедрению самостоятельного бюджета с учетом опыта стран ОЭСР, и в частности Польши.
«28 ноября 2014 года законом по вопросам налогообложения органам местного самоуправления переданы поступления от четырех видов налогов: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты, налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов, которые начали поступать на контрольный счет наличности МСУ с мая 2015 года», - перечислил параметры налогообложения для местного самоуправления Куандык Бишимбаев.
Министр напомнил, что в ноябре 2015 года были приняты закон и соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие расширение доходной базы контрольного счета наличности на местах благодаря передаче еще двух налогов: на транспорт и земельного налога с юридических лиц. Произошло расширение полномочий собрания местного сообщества, созданы общественные структуры для взаимодействия акима города с населением, расширены полномочия акима села по контролю за целевым использованием земельных участков. К тому же были приняты новеллы для вовлечения населения в процесс управления коммунальной собственностью.
При этом министр экономики подробно рассказал депутатам мажилиса этапы финансирования МСУ. Так, финансирование идет по 19 бюджетным программам в составе бюджета района или города областного значения. К примеру, в 2016 году расходы по этим программам определены в размере 94,8 млрд тенге. Кроме того, финансирование происходит за счет собственных доходов, которые находятся на контрольном счете наличности органа местного самоуправления.
«За восемь месяцев 2016 года на контрольные счета МСУ поступили средства в сумме 7,3 млрд тенге, в том числе по шести видам налогов поступления составили – 7 млрд тенге при годовом прогнозе около 26 млрд тенге. Однако не следует забывать, что основной приток поступлений от налогов ожидается во втором полугодии. За это же время для решения вопросов местного сообщества израсходовано 4,3 млрд тенге», - привел последние статистические данные Куандык Бишимбаев.
Говоря о новом законе, глава Миннацэкономики озвучил перед депутатами то, что ведомством предусматривается внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ, расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью. Также законопроектом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, Законы РК «О государственном имуществе», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и «О рекламе».
«Как вам известно, бюджетная система страны состоит из трех уровней. На уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов самостоятельного бюджета нет. Речь идет почти о 2,5 тыс. административных единицах. Однако в рамках разработки нового законопроекта нами был внимательно изучен опыт внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления отдельных стран ОЭСР и в особенности Польши. Там административно-территориальное деление в целом схоже с условиями нашей страны. Например, в Польше бюджет гмины, а это нижний уровень местного самоуправления, формируется за счет собственных доходов, а также субвенций и целевых дотаций из вышестоящего бюджета. И все это составляет самостоятельный бюджет МСУ. Бюджет утверждается представительным органом, то есть советом гмины, и реализуется исполнительным органом гмины – вуйтом», - поделился Куандык Бишимбаев польским опытом местного самоуправления.
Впрочем, как уточнил глава ведомства, польские сельские гмины по численности населения в три раза больше, чем сельские округа в Казахстане: семь тыс. против двух тыс. жителей.
Между тем, по словам министра, бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета возлагается на аппарат акима села.
«Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества. Расходы определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19 направлений расходов акима села. Это дошкольное воспитание и обучение, благоустройство и озеленение населенных пунктов, а также строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог. Кроме того, расходы пойдут и на организацию водоснабжения населенных пунктов. Немаловажно и то, что внедрение самостоятельного бюджета также вызывает потребность образования института «коммунальной собственности МСУ», которого сегодня нет. Вся коммунальная собственность на территории села входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района. Однако с принятием закона имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны, которая будет складываться из средств местного бюджета и имущества, как закрепленного, так и не закрепленного за коммунальными юридическими лицами», - объяснил министр.
Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района. При этом управление коммунальной собственностью возлагается на аппарат акима по согласованию с собранием местного сообщества.