Еще в 1915 году, то есть чуть больше 100 лет назад, один из самых преуспевающих британских прозаиков Сомерсет Моэм в своем романе «Бремя страстей человеческих» написал: «Деньги – это шестое чувство, без которого остальные пять бесполезны!». К сожалению, автор гениального афоризма не пожелал рассуждать о том, куда свои кровные лучше всего инвестировать. Зато на данный вопрос не раз отвечали современные аналитики, предлагая достаточно внушительный список. Первое место invest-рейтинга, по праву, отдано недвижимости, вторую и третью строчки занимают вложения в реальный бизнес и банковские депозиты. Далее в хаотичном порядке: инвестиции в ПИФы (паевые инвестиционные фонды) и в интернет, в ОФБУ (общие фонды банковского управления) и хедж-фонды, в золото и драгоценные металлы, а также в собственную внешность, здоровье и образование. Не менее выгодны, как утверждают эксперты, арт-инвестиции, особенно в сферу антикварного рынка и изобразительного искусства.
По данному пути можно пойти несколькими тропами. Первая и наиболее удачная из них – это зарегистрироваться в списках и принять участие в аукционе, где каждый из представленных лотов, несомненно, имеет высокую художественную ценность и сертификат подлинности (экспертное заключение).
С. Колесников. В пути
Другой верный способ – совершать покупки на художественных выставках и вернисажах. Но здесь есть пара важных нюансов. Во-первых, выставка выставке рознь, и отнюдь не каждый художник, чьи произведения экспонируются даже на самых престижных арт-площадках, будет в дальнейшем востребован на арт-рынке. Во-вторых, в чрезвычайно обширном списке достойных авторов необходимо сделать ставку на наиболее перспективного. И чтобы не ошибиться, мало обладать хорошим вкусом, надо быть подкованным во многих вопросах современного арт-рынка, обладать тонким чутьем, а еще лучше быть коллекционером, дилером и искусствоведом в одном лице. Ну а иначе как же определить, хороший перед нами художник или не очень, можно ли в него вкладывать определенные вложения или овчинка выделки не стоит?
Выход есть. Можно обойти все трудности и попытать фортуну на художественном аукционе.
В мире немало ведущих аукционных домов, таких как британские Sotheby’s и Christie’s, а также российский «Совком», от авторитетного мнения которых зависит многое – и ассортимент актуальных сегодня предметов искусства, и определение стоимости самого арт-объекта. Именно здесь организовываются большие торги, по результатам которых можно сделать финансовый анализ и судить о международном порядке цен.
Кроме того, в течение последних пяти лет казахстанский ценитель прекрасного может смело доверять экспертам отечественного аукционного дома BonArt, имеющего международный статус и сумевшего зарекомендовать себя в качестве единственного действующего на территории всей Центральной Азии. Произведения искусства, принимающие участие в торгах, поступают сюда из частных коллекций не только Казахстана, но также России и Украины. Данный момент чрезвычайно важен в контексте сферы деятельности казахстанских коллекционеров и в вопросах формирования государственных закупок, ведь многие из когда-то ушедших из страны произведений благодаря работе аукционного дома возвращаются на родину.
Каразин. Казахское семейство в пути
Собственно, сами торги проходят два раза в год – весной и осенью, и не где-нибудь в малоизвестной галерее, а в экспозиционных пространствах Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева. Здесь же располагается офис аукционного дома и, соответственно, отбор и оценка лотов происходит в тесном контакте с научными сотрудниками Кастеевки. Это дорогого стоит, ведь на каждое мероприятие отбираются произведения высокого коллекционного качества и даже музейного уровня.
Кроме того, каждое произведение предаукционной коллекции каталогизируется, то есть, по сути, проходит официальную регистрацию в печатном издании со всеми необходимыми библиографическими, биографическими и прочими сведениями. Здесь же, в каталоге, обязательно фиксируется стоимость лота, которая станет стартовой во время торгов.
Предаукционная выставка весенних торгов этого года насчитывала 126 лотов и представила такие сегменты, как произведения казахстанской, русской, западноевропейской школ живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XIX-XX вв. И перед тем, как многие из представленных шедевров оказались в частных владениях, посетители предаукционной выставки могли насладиться творчеством многих именитых мастеров, а также увидеть акварели, гравюры на тему быта и традиционного костюма казахов XVIII-XIX веков и оригинальные карты XVII-XIX столетий региона Средней Азии. В числе казахстанских художников была представлена плеяда таких имен, как М. Кенбаев, Г. Исмаилова, Е. Сидоркин, Ж. Шарденов, С. Айтбаев, А. Кастеев, и многих других, чьи произведения иметь в своей коллекции считает за честь каждый коллекционер.
Зоммер. Туркестанский мотив
Изюминкой новой коллекции аукционного дома и ее топ-лотами стали пять холстов всемирно известных живописцев. Стоимость максимального эстимейта составила 70 тыс. условных единиц. Речь идет о полотне «В пути. Туркестан» русского художника Степана Колесникова, ученика самого И. Репина и В. Маковского. К слову, работы этого автора являются поистине большой коллекционной редкостью. Однако в сердцах отечественных знатоков его творчество отклика не нашло.
Зато два из пяти представленных топ-лота ушли, что называется, с молотка. Это произведения «Туркестанский мотив» выдающегося ориенталиста и выпускника Петербургской академии художеств Рихарда Зоммера (за 50 тыс. у.е.) и «Казахское семейство в пути» знаменитого русского художника-баталиста второй половины XIX века Николая Каразина (за 35 тыс. у.е.).
В целом десятые торги оказались на удивление плодотворными, 35% из представленных лотов были проданы за внушительные суммы. Таким образом, юбилейные торги показали, что ни финансовый кризис, ни какие-либо изменения в макро- и микроэкономике, ни что-либо еще арт-инвестициям не помеха.