В ходе пленарного заседания сената Парламента РК депутаты одобрили проект Трудового кодекса, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей.
«В вопросах оплаты труда работников в проекте кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос определения условий труда и выбор формы, системы и размеров заработной платы работников», – отмечается в заключении Комитета по социально-культурному развитию и науке сената РК.
Основные новеллы проекта кодекса касаются усиления гибкости трудового законодательства в части заключения трудовых договоров, установления испытательного срока всем категориям работников, кадрового перемещения работников, расширения перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя, позволяющей им своевременно реагировать на ухудшение производственных условий при изменений конъюнктуры рынка. Кроме того, проект кодекса предусматривает введение норм по удельному обучению, прикомандирование работника к другому юридическому лицу и другое.
Наряду с этим в целях усиления сферы общественного контроля предлагается введение института технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом с наделением их полномочиями в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах.
Отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как наём, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда.
Основными нововведениями, предусмотренными проектом Кодекса, являются:
1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике. Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу. К примеру, для сохранения рабочих мест предлагается установить срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья.
2. Введено основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации». По действующему Трудовому кодексу сокращение работников производится по основанию «сокращение численности или штата работников» (подпункт 2 пункта 1 ст. 54 действующего кодекса). При этом работник уведомляется за один месяц без объяснения причин, и при сокращении выплачивается компенсация в размере средней зарплаты за один месяц.
Учитывая, что в нынешних кризисных условиях существует большая вероятность применения работодателем мер по сокращению работников, вышеуказанное основание выделено отдельно, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- закрытие структурного подразделения (цеха, участка);
- отсутствие возможности перевода работника на другую работу;
- письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.
При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.
Кроме того, предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими).
3. Предлагается предоставить работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников.
Данное нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников вузов и ТиПО, впервые приступивших к работе, не способствуют трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели, как правило, не принимают их на работу.
4. Предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями. По действующему законодательству регулирование трудовых отношений с инвалидами регламентируется обязательствами работодателя по приему на работу инвалидов, оснащению их рабочего места специальным оборудованием (с учетом ограничений и нарушений функций здоровья), предоставлением дополнительного отпуска (не менее 15 дней), установлением сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю), запретами на привлечение к сверхурочным работам и др. На практике вышеперечисленные требования не способствуют в полной мере трудоустройству инвалидов. Законопроектом «О занятости населения», находящимся на рассмотрении в Парламенте, предусматривается установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере 2-4% от общей численности работников, с созданием специальных рабочих мест. При этом предлагается субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованием специального рабочего места инвалида.
В свою очередь проектом Кодекса предусматривается сохранение запрета на привлечение инвалида к сверхурочным работам. Без изменения остаются нормы о применении суммированного учета рабочего времени и сокращенном рабочем времени (не более 36 часов в неделю). Таким образом, снижение определенной нагрузки на работодателя, с разделением ответственности между государством, работодателем и профсоюзами, будет способствовать решению вопроса трудоустройства инвалидов.
5. В вопросах оплаты труда работников в проекте Кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников. Таким образом, предлагается предоставить право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени. При этом оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки.
6. Предлагается усилить сферу общественного контроля, введя институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах. На эти советы планируется возложить следующие функции: организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников об их результатах.
Возглавлять производственные советы на паритетных условиях будут представители работников и работодателя на ротационной основе с периодичностью 2 года. Решения производственного совета будут обязательны для работодателя.