Сейчас в Казахстане пособия для детей-инвалидов фактически равны принятому в стране прожиточному минимуму. «Возможно, нашим властям 22 тысячи тенге кажутся достаточными средствами, но на эти деньги, имея ребенка-инвалида, прожить нельзя», - говорит Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя».
Напомним, что о повышении пособий по инвалидности в 2014 году говорил Нурсултан Назарбаев, озвучивая свое послание к народу Казахстана. Было сказано, что пособия необходимо поднять в апреле 2015 года. Однако в поправках к республиканскому бюджету на 2015-2017 годы обещанное повышение пособий перенесено на январь 2016 года.
Ирина Абдулина, мать ребенка, больного детским церебральным параличом, говорит: «Максимум, что мы можем сделать, – поднять ребенка на ноги. Полностью мы не можем вылечить ДЦП. И что происходит? Цены на коммунальные услуги выросли. Лекарства, самое важное, ограничены. Многие препараты мы покупаем сами. Общее пособие, которое я получаю, составляет 46 тысяч тенге. Одно лекарство, без которого мы не можем обходиться, стоит 30 тысяч тенге. Всего мы принимаем три лекарства, в поликлинике бесплатно мы получаем только один препарат». При этом, подчеркнула Ирина Абдулина, при таком заболевании необходимо все время ходить к врачам, в специальные платные медцентры.
При этом и сами родители, которые вынуждены все свое время посвящать больному ребенку, не имеют отдельных льгот. «А ведь это, как правило, женщины. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода, а его мать, занятая им, в итоге не имеет статуса работающего человека. В итоге они остаются без пенсий», - продолжает Гурина.
По ее мнению, чтобы улучшить ситуацию, необходимо законодательно определить статус родителя ребенка-инвалида, обеспечить им пенсию, а также поднять социальные выплаты больным детям. Однако, как видно, откладывается даже обещанное к апрелю повышение пособий. «А мы очень надеялись на это повышение», - говорит Ирина Абдулина.
В итоге общественники и родители собираются писать очередное письмо властям. Но, по их словам, письма «ходят» по министерствам и парламенту – без толку. «Чаще всего мы получаем глупые отписки», - говорит Марианна Гурина.