В данной статье пойдет речь о необходимости защиты прав людей, которые по воле судьбы страдают психическими заболеваниями. Эта категория лиц часто становится обузой для семьи, от них избавляются тем, что сдают в интернаты, в которых они могут находиться пожизненно. Этих людей наше общество не воспринимает как равных, делая их неполноценными и бесправными.
Официальная статистика располагает данными о 1,8 процента психически больных людей. Однако, по словам президента общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменовой, в республике количество таких больных составляет около десяти процентов.
По мнению спикера, в Казахстане не существует альтернативных форм для пребывания лиц, страдающих психическими заболеваниями. «У нас не хватает клубов, они не могут жить в отдельных домах, не хватает социальных работников, за которыми смотрят. На сегодняшний день это большая проблема, которая в нашем обществе еще не решена», - сообщила собеседник на пресс-конференции в Алматы.
Назипа Оспанова - бывший директор дома-интерната для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами. По ее словам, в период с 2011 по 2013 год она была подвергнута целенаправленному преследованию со стороны начальника Управления центра занятости населения города Алматы Амира Кулмаханова, который в дальнейшем инициировал возбуждение уголовного дела, закончившееся приговором суда по статье 307 Уголовного кодекса («Злоупотребление должностными полномочиями»). Со слов бывшего директора, нанимая ее на работу, чиновник потребовал уволить неугодных ему сотрудников, которые были возмущены неправомерными действиями со стороны руководства управления, выраженными в виде дефицита продуктов питания в доме-интернате. Но новоиспеченный директор их увольнять не стала, тем самым попав в немилость. Второй конфликт произошел в 2011 году, когда на проведение капитального ремонта в учреждении было выделено 208 миллионов тенге. По словам женщины, по приказу Кулмаханова директор должна была включить в реестр акт выполненных работ ремонта, проведенного в 2010 году. Иными словами, списать часть суммы. Вновь получив отказ, со слов женщины, чиновник начал активную борьбу с ней. «Закончился этот конфликт тем, что после таких противостояний были многочисленные проверки из всех органов, уполномоченных на проверку, начиная с ревизионного отдела самого управления и заканчивая другими органами, как, впрочем, финансовым контролем городской прокуратуры и финансовой полиции. Данные проверки закончились моим увольнением», - рассказала теперь уже экс-руководитель дома-интерната.
Перед увольнением женщина успела написать докладную, где указала, что по капитальному ремонту не проводились дальнейшие работы, имели место нарушения со стороны заместителей, которых назначил сам Кулмаханов. Назипа Оспанова отмечает, что ее уволили со строгим нарушением Трудового кодекса, то есть без проведения служебного расследования. Это послужило поводом для обращения в надзорный орган. В представлении прокуратуры было написано, что руководством были допущены правонарушения, создающие условия для коррупции. «Конкретно указали именно меня, хотя к руководству данного заведения относятся и заместители, назначаемые управлением. Далее, когда я уже стала обращаться по нарушению моих прав, обращалась в дисциплинарный совет по городу Алматы, где внесла предложение рассмотреть вопросы противостояния между руководством и мной. На дисциплинарном совете 1,5 месяца вопрос решался о рассмотрении», - сообщила спикер. Но это не дало никаких результатов - в отношении Назипы Оспановой было возбуждено уголовное дело по ст. 307. Более двух лет она находилась под следствием, год продолжался судебный процесс.
Интересен тот факт, что невиновность директора дома-интерната доказала сама прокуратура. В представлении прокуратуры, подписанном первым заместителем прокурора города Алматы, сообщается об отсутствии состава преступления. По поводу превышения стоимости ремонта преступная связь Назипы Оспановой не была доказана. Дело было три раза возвращено на доследствие.
"Но, не проведя ни одного дополнительного следствия, оно все-таки было направлено в суд, позже я была привлечена к уголовной ответственности, привлекли меня к штрафу и амнистировали. За это время я неустанно обращалась во все органы, но никаких действенных мер не было принято. На сегодняшний день я собрала достаточно материалов, подтверждающих не только мою невиновность, но и доказывающих ряд нарушений, которые имели место быть в системе соцзащиты",- резюмировала спикер.
На самом деле это не все проблемы, с которыми пришлось столкнуться Назипе Оспановой. В 2010 году была проведена прокурорская проверка, по результатам которой выяснилось, что пенсии пациентов были растрачены неизвестными лицами. Данные денежные средства должны были лежать на счетах у подопечных. Почти 8 миллионов тенге было наглым образом украдено. И это еще не все, в 2009 году спецкомбинату ритуальных услуг авансом было переведено два миллиона тенге. Стало быть, похороны организовывали заранее. Это произошло по вине предшественника Назипы Оспановой, но по неизвестным причинам дело в отношении него не было возбуждено.