Опальный олигарх Рахат Алиев, ныне находящийся в
следственном изоляторе города Вена, пожаловался своему адвокату на
вымогательства и грабежи со стороны сокамерников. Ему даже пришлось отдать им несколько
тысяч евро, а также ремень и футболку, в обмен на спокойствие. Об этом сообщает австрийский интернет- портал Falter .
В конфиденциальной переписке адвоката Манфреда Айнедтером и тюремной администрацией сообщается, что Алиев был неоднократно ограблен соседями по камере. Руководитель пресс- службы управления по исполнению наказаний Петер Прехтель заявил, что проводится следственная проверка по данному факту. «Никто не пострадал в результате этих действий, жизнь Рахата Алиева находится вне опасности»,- пояснил собеседник корреспонденту интернет - портала Falter.
Отметим, что Рахат Алиев числится в документах как «лицо, склонное к суициду», поэтому согласно уголовно- процессуальному кодексу Австрии он не должен находиться в одиночной камере.
По словам бывшего защитника по уголовным делам Алиева Вольфганга Брандштеттера, а ныне министра юстиции, «он вкусил жизнь австрийской тюрьмы».
Дело Алиева считается резонансным, поэтому прокуратура должна будет в случае с Алиевым писать так называемый «доклад о намерениях» (Vorhabensbericht). Этот обвинительный документ направляется в надзорное ведомство - генеральную прокуратуру, которая проверит обоснованность обвинений. В случае одобрения документы пойдут еще дальше по бюрократическому пути - в «совет мудрецов» австрийского министерства юстиции, заметил немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш, который следит за этим делом из Вены.
У защиты Рахата Алиева, по австрийским законам, есть возможность подать апелляцию против обвинительного заключения. «Сторона защиты может оспорить обвинение, для этого есть ряд оснований, например, если совершенное деяние не является уголовно наказуемым или превышает пределы компетенции суда. Но такие случаи являются исключением», - пояснил DW адвокат Геральд Ганцгер из адвокатской конторы «Лански, Ганцгер и партнеры», которая в Австрии защищает интересы вдов менеджеров «Нурбанка».
И только если будет получено одобрение надзорных органов, а ожидаемая апелляция защиты в отношении обвинительного заключения отклонена, может начаться собственно судебный процесс. Первое заседание, по мнению наблюдателей, состоится не ранее января 2015 года, но и это - оптимистичная оценка. По словам Ганцгера, пока не ясно, когда будет готово обвинительное заключение и сколько времени понадобится председателю суда, чтобы ознакомиться с материалами дела. «Это много тысяч страниц», - добавил адвокат.
Дела об убийстве рассматриваются в Австрии судом присяжных, в состав которого входят три профессиональных судьи и 8 присяжных заседателей, пояснил Геральд Ганцгер. Процесс будет публичным. По его окончании право выносить приговор имеют только присяжные. «Большинство присяжных должны признать обвиняемого виновным. Если голоса разделятся поровну, то с обвиняемого должны снять обвинения», - добавил Ганцгер.
По австрийским законам Рахату Алиеву в случае обвинительного приговора грозит наказание от 20 лет тюрьмы вплоть до пожизненного заключения, сказал его защитник Манфред Айнедтер. Вне зависимости от исхода вероятного судебного процесса Айнедтер исключил возможность экстрадиции своего подопечного в Казахстан после того, как власти Австрии дважды отказали в этом, объясняя свое решение невозможностью обеспечить ему независимый суд на родине.
Впрочем, защита Алиева настаивает на том, что и сам судебный процесс в Австрии не имеет перспектив. «Нет никаких независимых свидетельских показаний, на которые не повлияли бы спецслужбы Казахстана или австрийские адвокаты, которые работают от имени жертв Алиева, но в действительности в интересах Казахстана (против одного из адвокатов бюро «Лански, Ганцгер и партнеры» Габриэля Лански в Австрии ведется расследование по подозрению в связях с казахстанской разведкой. – Ред.) Они летали в Казахстан, чтобы вместе со свидетелями подготовить их показания. Такого в истории юриспруденции я не знаю», - заявил адвокат Рахата Алиева Манфред Айнедтер. Обвинения в свой адрес в «Лански, Ганцгер и партнеры» не признают.
Рахат
Алиев заочно осужден в Казахстане на 20 лет заключения по так называемому делу
«Нурбанка». По версии следствия, Алиев в составе организованной им преступной
группы похитил двух топ-менеджеров этого финансового института - Жолдаса Тимралиева
и Айбара Хасенова. Позднее их тела с признаками насильственной смерти были
обнаружены в пригороде Алматы,
В 2008
году военным судом Казахстана Алиев был также заочно приговорен к 20 годам
лишения свободы за попытку насильственного захвата власти в стране и ряд других
преступлений. Однако еще до начала судебного процесса ему удалось выехать в
Австрию.
Алиев был
задержанв
Австрии в 2007 году в рамках совместных действий казахстанских
правоохранительных органов и Интерпола. Однако федеральный суд Австрии отказал
в экстрадиции Алиева и освободил его под залог в 1 миллион евро. Позднее Алиев
переехал на Мальту, где, по данным прессы, проживал последнее время под
фамилией новой жены и пытался получить гражданство.
Как
сообщает РИА Новости, в январе 2014 года прокуратура Казахстана подала
ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении Алиева и экс-главы
комитета нацбезопасности Альнура Мусаева с целью проверки их причастности к
организации убийства оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева, его водителя и
охранника.