В начале апреля 2014 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял отставку премьер-министра страны Серика Ахметова и назначил на этот пост Карима Масимова. Последний уже руководил правительством с января 2007 по сентябрь 2012 года. Наблюдатели отмечают, что убедительную причину, по которой кадровые перестановки в правительстве Казахстана произошли именно сейчас, назвать сложно. Ныне проживающий в эмиграции бывший премьер-министр РК, ведущий оппозиционный политик страны Акежан Кажегельдин считает, что таких причин как минимум две. В интервью Deuttsche Welle он рассказал о них подробнее.
DW: Господин Кажегельдин, поняло ли казахстанское общество причину, по которой Нурсултан Назарбаев именно сейчас сменил главу правительства?
Акежан Кажегельдин: Люди этого не понимают, потому что уместно было отправить в отставку правительство и руководство Нацбанка в тот печальный день февраля, когда произошла девальвация национальной валюты - тенге. Не справились, поставили население в трудное социальное положение, подвели лидера страны, обещающего жителям лучшую жизнь? Уходите. Но этого не произошло.
Более того, президенту свойственно не расставаться плохо с членами правительства. Он обычно находит слова благодарности за их старания и труд, но указывает на некие новые задачи, для решения которых нужна другая команда. Но сейчас люди удивляются еще и потому, что новая команда, по сути, новой не является. Однако я уверен, что нынешние перестановки в кабинете министров продиктованы осознанием серьезной внутренней задачи по осуществлению экономического рывка, которую необходимо решить. Однако ускорены они событиями на киевском Майдане и тем, что произошло между Украиной и Россией.
- В чем вы видите влияние украинского кризиса на ситуацию в Казахстане?
- Первые признаки назревающей смены кабинета министров проявились осенью прошлого года. Тогда, в октябре, состоялось разгромное заседание правительства с участием президента. Нурсултан Назарбаев чувствовал, что надо что-то менять. Он также прекрасно понял, что Майдан - это проявление общего недовольства тем, как управляют Украиной, и что в Казахстане такое недовольство тоже имеется. А потом произошла обвальная девальвация и затем события в Крыму. Резко, и не в лучшую сторону, изменилась геополитическая ситуация. Президенту представляется, что в новых обстоятельствах лучше сориентируется Карим Масимов. Думаю, что он при принятии этого решения посоветовался с ближайшим окружением. Но произошедшая рокировка в правительстве вряд ли вызовет хорошее настроение в обществе, поскольку она снова произведена по принципу "внутрисемейной". И у нее уже есть противники внутри политической элиты.
А ведь едва ли не все политические кризисы последних лет в стране, включая Жанаозен, становились результатом внутренней борьбы заевшихся элит, которые в "тучные годы", когда были крайне высокие цены на сырье, набрали очень много денег, украли эти деньги. Но как только эти люди становятся богатыми, они начинают "толкать" власть, кто плечом, кто локтем. Сейчас экономическая ситуация ухудшается. У руководства Казахстана не так много времени - максимум от пяти до десяти лет - на совершение мощного экономического и социального рывка для обеспечения стабильности в стране. Если эта задача будет решена, то поднимется дух нации, что, собственно, стало одним из главных результатов киевского Майдана. Мы увидели, как отмечают наблюдатели, что украинцы стали нацией.
- Вы считаете, что казахстанцам это еще предстоит?
- Казахстанцы нацией пока не являются. Пока же вызовы власти, очагами возникающие то здесь, то там в Казахстане, Астана пытается уравновесить бросанием на решение проблем "близких" людей. И здесь снова можно вернуться к примеру Майдана. Ведь ровно так же действовал Виктор Янукович. Отправь он своевременно в отставку главу МВД, возможно, не пришлось бы самому позорно бежать из страны. Но это - клановый подход, когда руководитель почему-то считает, что "свой" может лучше обеспечить нахождение во власти. Часто это подтверждается в течение определенного периода времени, но итог печален, если реальные задачи по смене политической системы подменяются имиджем, манипуляцией.
- В начале интервью вы упомянули тот факт, что новое правительство, призванное президентом для решения новых задач, новым не является...
- Экономика сползает в стагнацию, масса поручений президента не исполнены - это видно по заявлениям и обращениям Назарбаева. Но ведь те люди, которые были в правительстве тогда, когда эти поручения давались, и сейчас там. У президента нет в списке других людей.
А прежние чиновники собираются решать новые задачи старыми методами. Опять они у президента выбили 500 миллиардов тенге на то, 500 миллиардов - на другое. Сегодня надо укреплять армию, а у них уже выбран бюджет на огромные стройки, связанные с Экспо-2017.
Конечно, "Экспо" можно использовать как источник и двигатель роста, но можно и как инструмент для очередного "распила", когда за большие деньги опять построят большие павильоны, которые будут пустовать. За примером далеко ходить не надо. Философия "Экспо" пока обществу не известна, и я переживаю, что этот проект превратится в очередную рутину, когда отказаться нельзя, а тратить деньги придется. Хотя они нужны для обеспечения реальной независимости и стабильной экономики. Надо уйти от иглы глобальной конъюнктуры на сырье. Если вдруг произойдет так, что отношения России с западными странами, в основном потребляющими наше сырье, будут ухудшаться, то ситуация будет ухудшаться и для нас.