В этом году своих кресел лишились несколько десятков директоров из-за плохих показателей среднего балла ЕНТ. Результаты Единого национального тестирования повлияли на показатели областей, однако, по мнению авторов журнала Exclusive пресловутый рейтинг школ по среднему баллу ЕНТ – как средняя температура по больнице, где один бьётся в горячке, другой остывает в морге, а средняя температура по больнице 36,6°.
Что нужно сделать директору школы для того, чтобы средний балл был довольно высоким?. Совершенно верно: не допустить к сдаче ЕНТ максимальное количество «невыдающихся» учеников, которые стали таковыми из-за уровня преподавания в школе, отмечают авторы статьи. Берем одного-двух (10-15) выпускников с отличной памятью, засылаем их на ЕНТ и имеем в конечном остатке замечательный показатель, из-за которого попадаем в верхние строки рейтинга, получаем благодарность от акимата и сохраняем за собой место. Можем предположить, что за высокие баллы ЕНТ школы могут получать и другие привилегии.
Куда отправляются те выпускники, кто ЕНТ не сдавал? В любом управлении образования вам ответят, что, во-первых, для учебы за границей ЕНТ не нужен, и, во-вторых, что стране нужны токари, фрезеровщики, так как в стране реализовывается ГПФИИР. И будут правы. В этом году от сдачи ЕНТ отказалось 31% выпускников школ. Это значит, что этим летом на учебу за границу или во фрезеровщики отправились 44 тыс. 773 вчерашних школьника.
Рейтинг школ, районов, городов, областей Казахстана зависит от среднего ЕНТ-балла. Этот показатель выводится как среднее арифметическое всех баллов сдававших ЕНТ выпускников (как мы помним, не всех до этого дела допускают).
Для более точной оценки следует применять не среднее арифметическое, а индексацию. Приведем суть: в рейтинге школ (и, как следствие, областей) важен не только средний балл, но и данные, используемые для этого показателя, а именно количество сдававших ЕНТ и сумма баллов (эти сведения опубликованы на сайте управления образования Алматы).