USD
492.14₸
+3.230
EUR
528.85₸
-3.770
RUB
5.01₸
+0.010
BRENT
75.40$
+0.010
BTC
74698.70$
-1129.300

Какие инструменты мошенники взяли на вооружение

Fingramota.kz рассказала, как преступники обманывают своих жертв

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие инструменты мошенники взяли на вооружение - Kapital.kz

Ловушки, которые придумывают злоумышленники, меняются с учетом новых тенденций, но способы защиты от них едины и всегда актуальны. Fingramota.kz рассмотрела некоторые из мошеннических схем на примерах.

Вишинг и голосовые боты

Телефонное мошенничество с элементами социальной инженерии, известное как вишинг, является одной из самых распространенных форм обмана. Мошенники могут представляться работниками банков, полиции, КНБ, коммунальных служб или других авторитетных учреждений. К примеру, в Алматы злоумышленники в последнее время выдают себя за сотрудников ТОО «АлматыЭнергосбыт» или АО  «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК) и под видом замены электросчетчиков требуют сообщить СМС-код. 

Также в вишинг-схемах мошенники часто используют голосовые боты, с помощью которых проводят фальшивые опросы и лотереи, запрашивая конфиденциальную информацию у казахстанцев.

«Один из недавних случаев: мошенник убедил алматинца перевести 80 млн тенге, сообщив, что его начальник попал в сложную ситуацию. На его сотовый телефон пришло СМС якобы от этого руководителя с просьбой не звонить по телефону, а прослушать голосовое сообщение. В нем говорилось, что будут звонить из КНБ, нужно выполнить все условия и требования. Мошенники, представившись служителями закона, действительно позвонили, направив фальшивые удостоверения своей жертве, и заставили пострадавшего выполнить все инструкции. Позднее выяснилось, что шеф перешел по какой-то ссылке, в результате его WhatsApp взломали преступники, отправив сообщения от его имени всем из списка контактов и с помощью искусственного интеллекта подделав его голос»,  - рассказал проекту Fingramota.kz  Нуркен Шардарбеков, руководитель проекта Stop-Piramida.kz.

Псевдоюристы и лжеброкеры

Граждане, которые потеряли деньги в результате различных мошеннических схем, могут столкнутся с новой угрозой - лжеюристами, обещающими вернуть украденные средства. Злоумышленники активно действуют в социальных сетях, размещают рекламные объявления в интернете. Они используют эмоциональную уязвимость людей, находящихся в стрессовом состоянии после потери денег. В таком состоянии многие готовы поверить любому, кто предложит помощь. 

Нуркен Шардарбеков поделился примером из своей практики. Так, жительница Караганды передала лжеброкерам 2 млн тенге. Поняв, что стала жертвой обмана, и ее деньги попали в руки мошенников, она начала отчаянно искать способы вернуть эти средства. В Сети она столкнулась с рекламой некой юридической международной компании, которая гарантировала возврат денег всего за 1-2 дня. Девушка связалась с ними через Instagram, и они предоставили ей номер для общения в WhatsApp. У нее запросили личные данные, такие как удостоверение личности, номер счета, сумма инвестиций, чеки и квитанции. Через день лжеюристы сообщили, что проследили ее перевод, деньги якобы на лондонской бирже, и они наложили арест. Но чтобы вывести деньги нужно срочно оплатить процент за их услуги, который составляет 10-15% от вложенной суммы, согласно законодательству Великобритании. Девушка поверила, перевела нужную сумму. Далее мошенники сообщили ей, что деньги уже выведены, но для их получения необходимо воспользоваться международной инкассаторской службой и прислали поддельный документ на английском языке.

«Документ был сделан в фотошопе, в нем были указана сумма и ее личный ИИН. Женщина снова попалась на уловку и отправила им дополнительные деньги за «транспортировку» собственных средств. В итоге она потеряла 2 млн тенге из-за подставных брокеров и еще почти 1 млн тенге, связавшись с лжеюристами», - рассказал Нуркен Шардарбеков.

Истекший срок SIM-карты

Еще один распространенный вид мошенничества связан с уведомлениями о якобы истекшем сроке действия SIM-карты. «Вас беспокоит сотовый оператор. Срок действия вашей SIM-карты истекает. Если вы ничего не предпримете, ваш номер будет заблокирован. Вы хотите продлить обслуживание?» - примерно так обращаются мошенники к ничего не подозревающим гражданам посредством телефонных звонков или переписки через мессенджеры.

Если человек продолжает общение, мошенники просят продиктовать или написать СМС-код и другие персональные данные. С полученной информацией они могут взломать банковский счет или оформить подставной кредит. Мошенники действуют по двум схемам: они могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и СМС на другой номер. Таким образом преступники получают доступ к онлайн-банкингу своей жертвы. 

Множество историй о мошенничестве начинаются именно с того, что человек был уверен в своей защищенности, а затем оказался обманут. Почему это происходит? Причина кроется в человеческой психологии. Под давлением, угрозами, в состоянии стресса некоторые граждане выбирают реакцию «замри», и мошенники этим пользуются. Помните, что никто не застрахован от обмана, и аферисты легко находят слабые и уязвимые места у людей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.