Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил на площадке СОР28 (Дубай) с министром экологии и природных ресурсов РК Ерланом Нысанбаевым об инициативах, озвученных президентом Касым-Жомартом Токаевым на Всемирном климатическом саммите.
Отметим, что глава государства поддержал призыв ООН принять конкретные действия, направленные на сохранение окружающей среды для будущих поколений. Он подчеркнул, что Казахстан стал первой страной в регионе, которая ратифицировала Парижское соглашение и приняла Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года.
Комментируя инициативы президента, Ерлан Нысанбаев заметил, что в результате климатических изменений наша страна может столкнуться с таким явлением, как climate refugees («климатические беженцы»). Основными очагами миграции, по его словам, станут в первую очередь южные регионы.
Для развивающихся стран данная проблема является острой. Особенно на фоне того, что Казахстан не имеет выхода к морю, обратил внимание министр экологии и природных ресурсов.
Тем временем население Центральной Азии уже превышает 70 млн человек.
«Нужны конкретные действия, которые будут заключаться в адаптации к изменению климата. Одним из таких действий является внедрение водосберегающих технологий. Безусловно, это потребует финансирования, и здесь, на полях СОР28, мы видим намерение отдельных стран оказать нам поддержку, но для нас важно получить реальную помощь», - подчеркнул он.
Другим, не менее важным моментом Ерлан Нысанбаев назвал внедрение технологий в сельском хозяйстве, которые должны привести к повышению продуктивности почв и снижению процента опустынивания территорий.
На данный момент министерством уже ведется определенная работа в этом направлении, в частности, в Экологический кодекс введен отдельный раздел адаптации к изменению климата, заявил он. Однако по причине отсутствия вышеуказанных технологий и недостаточного объема финансирования, с учетом ускорения процессов климатических изменений, проблема пока остается актуальной.
«На полях СОР обсуждаются вопросы финансовой поддержки, и предыдущая конференции в Шарм-эль-Шейхе вошла в историю как прорыв в области финансирования «потерь и ущербов», - пояснил министр. При этом важным моментом текущего СОР28 стало решение о создание Фонда «потерь и ущербов.
В свою очередь ряд стран уже заявили о финансировании данного фонда на общую сумму 420 млн долларов, в частности, Германия выделит 100 млн долларов, Великобритания – 75 млн долларов, США - 17,5 млн долларов, Япония – 10 млн долларов.
Ерлан Нысанбаев отметил, что в развитых экономиках вектор финансирования, как правило, направлен на зеленые проекты, то есть на проекты, сдерживающие климатические изменения. «Зеленые финансы - это новая парадигма экономики будущего. Снижение углеродного следа в товарах и продуктах - это новые цели для развития бизнеса компаний. Например, как вы знаете, мировая компания Apple уже объявила об углеродной нейтральности, подтверждением этому стала последняя модель Apple Watch», - объяснил он.
«Поэтому неслучайно, что в состав казахстанской делегации вошли представители финансовых институтов и бизнеса, обратил внимание министр. «Я надеюсь, что для них это станет триггером для перехода к зеленому развитию и поможет вести равноценный диалог, а также продолжить сотрудничество на полях Международного форума «Астана» в июне 2024 года, о чем в своем выступлении сказал наш президент», - отметил Ерлан Нысанбаев.
По его представлению СОР28 - это не только площадка, где обсуждается и принимается мировая климатическая повестка, но еще и реальная возможность для привлечения инвестиций. «На полях СОР в этом году подписано более 25 соглашений, связанных с развитием ВИЭ, торговлей углеродными кредитами, коммунальными системами, цифровизацией и сокращением выбросов метана. Например, были подписаны межправительственное соглашение с ОАЭ и эмиратской компанией Masdar на общую сумму 1,4 млрд долларов», - уточнил министр экологии и природных ресурсов.
Кроме того, важным для Казахстана стало присоединение к Глобальному обязательству по сокращению выбросов метана (GMP), куда вовлечено свыше 150 стран.
«Сегодня Казахстан и США уже сделали совместное заявление об ускорении мер по снижению выбросов метана», - пояснил он.
Согласно оценке Международного энергетического агентства, выбросы метана в Казахстане составляют 3 719 кт (или 1,0% глобальных выбросов метана).
Ерлан Нысанбаев рассказал, что участники, присоединяющиеся к GMP, соглашаются предпринять добровольные действия, чтобы внести вклад в коллективные усилия по сокращению глобальных выбросов метана, по крайней мере на 30% по сравнению с уровнем 2020 года к 2030 году. По словам министра, это может предотвратить потепление более чем на 0,2 градуса Цельсия к 2050 году. Это глобальная, а не национальная цель, добавил он.
«Одна из задач, которая стоит сегодня перед Казахстаном после присоединения к глобальному обязательству по метану - провести инвентаризацию по выбросам внутри страны», - поделился он.
Вместе с тем уголь остается основным источником производства электроэнергии в Центральной Азии. В Казахстане доля угля в выработке электроэнергии составляет около 70%, а угольная промышленность является важным источником занятости, более того, несколько монопромышленных городов построены вокруг угледобывающих предприятий, например Экибастуз, отметил министр.
Согласно отчету Мировой энергетической статистики, уровень потребления первичной энергии на душу населения в Казахстане выше, чем в Европе, и сопоставим с Ближним Востоком.
Поэтому для Казахстана важен справедливый переход, который заключается в устойчивой трансформации энергетического сектора страны и угольной отрасли, обратил внимание министр экологии и природных ресурсов РК. Партнерство в рамках Just Energy Transition Partnerships (JETP) как раз позволит обеспечить плавный переход от зависимости от угля к более чистой энергетике, обозначил Ерлан Нысанбаев.
«На СОР28 совпали интересы всех сторон - государства, бизнеса и населения. Мы возлагаем большие надежды на то, что сможем создать такую же атмосферу на площадке Международного форума «Астана» в следующем году», - заключил он.