Участники 1-го съезда членов Ассоциации гражданской авиации Казахстана обсудили такие проблемы отрасли, как низкие аэропортовые сборы, высокие цены на топливо, устаревшая техника в воздушных гаванях страны, а также нехватка сотрудников из-за низких зарплат. Мероприятие состоялось в южной столице 5 июня 2023 года под эгидой Международного аэропорта Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Спикеры сообщают, что тарифы за услуги во многих казахстанских аэропортах не менялись с 2010 года, а где-то – даже с 1998 года. «Мы сейчас работаем, только чтобы работать, а не развиваться. Как с нас потом можно требовать безопасность полетов? Как мы поднимем людям зарплату?» – говорит председатель правления АО «Международный аэропорт Алия Молдагулова» (город Актобе – Ред.) Дастан Малиев.
«Основной доход мы получаем от установленной государством суммы тарифов, которые абсолютно не дают развиваться региональным аэропортам Казахстана», – соглашается председатель правления АО «Международный аэропорт Костанай» Юрий Ким. Он также считает, что аэропорты не должны платить за проведение своей сертификации, потому что у них нет на это средств. «Все доходы получают авиакомпании. Эпоха «Эйр Астаны» уже, наверное, должна завершаться», – убежден спикер.
Заместитель председателя правления АО «Аэропорт Шымкент» Сакен Мамырбеков рассказывает, что вопрос работы концессии в аэропортах все еще не решен. «Хоть и ввели приказ министра по инфраструктурному сбору, однако нормы, прописанные в этом законодательном акте, не учитывают никаких интересов аэропортов. То есть мы должны работать по себестоимости», – делится он.
Спикер считает, что аэропорты Казахстана – не конкуренты друг другу. «Наши общие конкуренты – это аэропорты Ташкента, Бишкека. Мы можем обслуживать наши рейсы сообща. Например, Шымкент является запасным для аэропорта Алматы в случае непогоды», – поясняет Сакен Мамырбеков. Он также отмечает, что сотрудничество может быть в виде обмена передовым опытом в финансовой сфере, тарифообразовании, оказании услуг, а также по наземному обслуживанию.
Президент Ассоциации гражданской авиации РК Габит Тажимуратов заявил, что услуги аэропорта составляют только 3-5% от стоимости билета. Он также представил краткую информацию об организации. Ассоциация гражданской авиации существует с 21 сентября 2021 года. В настоящее время она включает в себя 9 аэропортов, 3 авиационных учебных центра и 1 крупную организацию по поставке оборудования для гражданской авиации.
Заместитель управляющего директора ТОО Turkistan International Airport Ильяс Нугуманов высказался по теме высоких цен на топливо. «В этом году нашему аэропорту будет 3 года. Топливно-заправочный комплекс, техника, терминал, полоса – все новое. Но, к сожалению, для развития, для привлечения тех же грузовых самолетов в аэропорт этого недостаточно. У нас очень дорогое топливо», – утверждает он. Спикер обращает внимание, что цена за тонну была 200 тыс. тенге, а потом поднялась в 3-4 раза. «Из-за этого у авиакомпании Turkish Airlines, которая летает к нам, было чуть-чуть шоковое состояние. Отмечу, что в Ташкенте цена топлива за тонну на 200 долларов дешевле», – подчеркивает Ильяс Нугуманов.
«К сожалению, с июля прошлого года мы не можем покупать топливо напрямую у поставщиков. Из-за этого нам приходится закупать его из импортных источников по цене на 20-30% выше, – сказал президент Международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой. Он уверен, что из-за этого Алматы не реализуется как транзитный хаб, учитывая его выгодное географическое положение. Поэтому спикер считает, что посредники при закупе топлива не нужны. Для этого должно быть изменено законодательство, добавил он.
Касательно аэропортовых сборов Альп Эр Тунга Эрсой сообщает следующее. «Тарифы за услуги в аэропорту Алматы в 3-4 раза дешевле, чем в Европе. В то же время от нас требуют соответствовать международным стандартам авиационной безопасности. Конечно, мы не хотим внезапного повышения тарифов», – заверяет он. Однако замечает, что необходимы постепенные ежегодные корректировки, чтобы покрыть эти расходы. Тарифы за услуги в аэропорту Алматы составляют 8 долларов, в то время как в Грузии – 24 доллара, а в Стамбуле и Европе – 25 евро, резюмирует спикер.
Альп Эр Тунга Эрсой также заявил, что аэропорт Алматы в основном получает доход от топлива, а не от тарифов за услуги воздушной гавани. «Если из деятельности аэропортов убрать топливообеспечение, то они не выживут», – считает он.
«Мы также инвестируем в топливную базу, чтобы она соответствовала высоким стандартам безопасности JIG (Joint Inspection Group), – сообщает президент Международного аэропорта Алматы. По информации из его презентации, модернизация топливной базы уже началась, а размер инвестиций составил 10 млн долларов.
По словам спикера, также планируется строительство 2 топливных танкеров. Это увеличит фактическую вместимость хранилища на 8 тыс. тонн, половина объема которого – около 4 тыс. тонн – будет сдаваться в аренду местным авиаперевозчикам. Строительство двух новых топливных танкеров началось с инвестиций в размере 2,1 млн долларов, говорится в презентации.